Иво Засек
Предопределённые
времена
Elaion-Verlag
CH-9428 Walzenhausen
Перевод с немецкого языка
Чтобы сохранить смысл сказанного на немецком языке, многие слова и выражения переведены до-
словно.
Спасибо за понимание.
Elaion
CH-9428 Walzenhausen
Erhдltlich bei
Gemeinde-Lehrdienst CH-9428 Walzenhausen
Intern-Bestell-Nr. 12
1. Auflage 1994 / 2. Auflage 2002
3. Auflage 2001
Заказ русского издания по адресу:
Gemeinde-Lehrdienst Osthofen
Birkenweg 8, D-67574 Osthofen
Внутренний номер 12
1. Издание 2002
Содержание
Тайна предопределённых времён……….4
Истинное бытие человека………………..6
Кайрос – резервированное время………14
Кайрос – на всех уровнях!………………20
Кайрос в каждой детали…………………27
Пути в кайрос Божий…………………….48
Как узнать, в кайросе мы или нет……….61
Приложение………………………………71
Тайна предопределённых времён
Еф. 5,15-17: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассуди-тельны, но познавайте, что есть воля Божия».
Еккл. 3,1: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом:…»
Пс. 31,6: «За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его».
2 Кор. 6,2: «Ибо сказано: во время благо-приятное Я услышал тебя».
В этой брошюре рассматривается тайна предопределённых времён и сроков в на-шей жизни. Всё человечество подчинено развитию, которое шаг за шагом стремится
4
Тайна предопределённых времён
к своему завершению. К обетованному: «в
меру полного возраста Христова» (т.е.
1
Церкви, Еф. 4,13) также относится и хож-
дение в установленных временах и сроках Божиих. Кто вкусил эту тайну, начинает предчувствовать, какую славу содержит в себе «истинное бытие человека».
1 «…доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
5
Истинное бытие человека
Понятие истинное бытие человека» на-
«
много глубже, чем до сих пор принималось. Издавна человек вновь и вновь впадал в заблуждение, думая, что, наконец, нашёл истину. Почти с каждым большим открыти-ем он думал, что приблизился к зениту. Ес-ли ещё вчера считалось, что космос – это наша солнечная система, за пределами ко-торой бесконечная пустота, то сегодня из-вестно, что нас окружают бесчисленные солнечные системы. Если ещё позавчера речь шла о километрах , то сегодня гово-рится уже о миллиардах световых лет , ко-гда речь идёт о бесконечных далях макро-космоса. То же самое и в отношении мик-рокосмоса. Если ещё несколько лет назад нас с убеждением учили, что атом является мельчайшей составной частицей химиче-ского элемента, то после расщепления ядра атома совершенно неожиданно снова от-крылась бесконечность, неисследованный
6
Истинное бытие человека
микрокосмос ещё более мелких частиц. Также и медицина до недавнего времени мыслила только в физических измерениях. Тысячелетиями лечили человека так, как если бы он состоял только из видимой ма-терии, из мяса, крови и костей. А теперь новейшее, ключевое слово в современной медицине вдруг стало называться «целост-ность», так как человек также состоит ещё из психики и управляется в большей мере духовно. С этим новым открытием человек опять-таки чувствует себя приблизившимся к положению «истинного бытия человека». Он далеко опередил своих предшественни-ков в исследованиях и познаниях и тотчас снова мнит себя достигшим вершины со-вершенных знаний, поэтому и понятие: «ЦЕЛОСТНОСТЬ». И он вновь похож на петуха, который отечески обнял крылом цыплёнка и гордо говорит: «До сих пор ты всегда думал, что мир простирается лишь до этого забора, но ты должен стать зрелым и знать, что он кончается там, у опушки леса».
7
«Истинное бытие человека» по своему масштабу так неисчерпаемо и непостижи-мо, как макро– и микрокосмос вместе взя-тые. Если взглянуть на предвиденное общее развитие, то мы даже не достигли стадии «гусеницы», несмотря на достижения кос-мической и компьютерной техники! Истин-ное бытие человека только начинается. Об этом можно снова писать целые книги. Впрочем, я не хочу забегать вперёд насту-пающих событий и на этот раз освещу только ту стадию нашего «становления че-ловека», о которой я верю, что именно она актуальна в наше время и поэтому должна быть познана, понята и осуществлена.
1. Запрограммированный человек
Мне нет необходимости специально гово-рить нам, христианам, что «истинное бытие человека» может исходить и быть только от Бога. Без этого фундаментального знания мы не можем существовать, наша жизнь и
8
Истинное бытие человека
смерть не имели бы никакого смысла и це-ли. Человек не продукт случайности, ве-рующий он или неверующий. С самого на-чала человек запланирован, «запрограмми-рован» Богом и поставлен на своё место. Мы сегодня поразмыслим о последствиях этого «программирования» и попросим Бо-га, чтобы Он могущественно расширил гра-ницы нашего человеческого сознания. Мы приблизимся к завершению только тогда, когда будем знать о намерениях Божиих в нашей жизни. Однажды я получил новую компьютерную текст-программу, которая намного превосходила старую в функцио-нальных возможностях. Конечно, вначале я не имел ни малейшего понятия, как пользо-ваться этой гениальной вещью. Она стала мне полезной только с того момента, когда я точно узнал а) о множестве её запланиро-ванных возможностей и б) о пути практиче-ского пользования ею. Но мне, вероятно, придётся ещё затратить месяцы или годы, чтобы полностью исчерпать все её запро-граммированные гениальные возможности.
9
Насколько больше этот принцип подходит в отношении открытия совершенного челове-ческого бытия!
2. Запланирован не только один «ген»
То, что человек знает в отношении своего «программирования», охватывает в основ-ном генетический, тем самым физический уровень. Мы знаем, к примеру, что наш организм запрограммирован так, что он каждые семь лет полностью обновляется. Мы знаем, что примерно в восемь месяцев появляется первый зуб, примерно в 16 лет начинают расти усы, и примерно в 30 лет появляется первый седой волос. Мы знаем, что ребёнок рождается после 9 месяцев бе-ременности, и физическая жизнь заканчи-вается примерно после 70-80 лет. Никто не может избежать этой генетической про-граммы. Эти жизненные моменты записаны в нашей родословной. Человек, зная, что дни его сочтены, спешит насладиться жиз-
10
Истинное бытие человека
нью. Он хочет что-то иметь от жизни, пока ещё молод. Он научился жить с этой «гото-вой программой» и ищет теперь лучшее, что можно извлечь для себя.
Набожный человек идёт ещё один шаг дальше и пытается за данное ему время из-влечь лучшее для своего Бога. Ведь так примерно он читает это и в своей Библии: «Дорожа временем, потому что дни лука-вы» (Еф. 5,16). И именно в этом месте наше мышление должно быть основательно об-новлено и, прежде всего, расширено.
3. Запрограммированные времена
И мы, христиане, всё ещё живём так, как если бы только наше физическое тело было
запрограммировано на время и час». Или
«
мы всё ещё странствуем как мечтатели, или же мы самостоятельно пытаемся из данного нам времени сделать лучшее. Мы не позна-ли, что и каждый час, даже каждая минута
11
нашей жизни наделены специфическими и законченными возможностями.
Я объясню это лучше всего на примере только что прочитанного стиха 16 из Ефе-сянам 5. Когда мы читаем это наставление в греческом переводе, то нам открывается неслыханное измерение. Апостол применя-ет там слово, которого вообще нет в рус-ском языке в этом смысле. Мы читали: «Дорожа временем ». То, что в русском пе-реводе передаётся словом «время», в грече-ском словопонимании обозначает намного больше, чем только «время» в обычном по-нимании. Понимание времени в греческом языке определяется словами «хронос» и «кайрос». Если бы в Еф. 5,16, к примеру, стояло слово «хронос», то смысл выраже-
ния
дорожа
временем»
был
бы
передан
«
таким, как мы, не греки, понимаем его в
выражении
дорожа
временем».
«Хронос»
«
объемлет примерно то понимание времени, как мы его обычно понимаем. «Хронос» говорит о каких-либо нейтральных време-
12
Истинное бытие человека
нах и моментах в нашей жизни. Если мы, к примеру, говорим: «Есть ли у тебя сейчас немного времени для меня?“ – тогда это «хронос-время». Также, если мы говорим о том, в какое время бабушка прибудет на вокзал, как долго будет гостить, и затем, сколько будет длиться её обратный путь домой. Короче говоря, время-понимание «хронос» означает то, что обычно понима-ется под «длительностью времён и момен-тов».
13
Кайрос – резервированное время
Павел, однако, употребляет понятие кай-
«рос», когда он говорит: «Дорожа време-нем». Под словом «кайрос» всегда понима-ется совершенно особенный вид времени.
Речь идёт о «», предо-
программированном
пределённом, предназначен-ном для опре-делённого действия отрезке времени. «Кай-рос» подразумевает всегда отрезок време-ни, в котором должно свершиться опреде-лённое, специфическое действие. «Кайрос» – это резервированное, определённое, под-ходящее или требуемое время. Поэтому «кайрос» можно сравнить с весной. Сеют весной, а не зимой. Собирают урожай ле-том, а не весной. Бог подарил нам четыре времени года, и каждое из них резервиро-вано для определённых возможностей, ко-торые мы можем использовать или же пре-небречь ими. Кто зимой (что значит вне «кайроса») сеет, тот никогда не сможет со-
14
Кайрос – резервированное время
брать урожай, соответственно своему жела-нию.
Точно также обстоит дело с определёнными отрезками времени в нашей жизни. Каждый отрезок времени снабжён определённой целью, смыслом и заданием. Хотя мы и не обязаны использовать эти предопределён-ные возможности, но потенциальная пред-расположенность всё же существует, и она стоит препятствием на пути каждого не-своевременного «посева». Всё несвоевре-менное не приносит никакого плода, или, по крайней мере, неполноценный плод. Мы можем время-понимание «кайрос» сравнить также с платёжной системой. Если мы во-время не оплатим требуемый платёж, тогда с первым предупреждением нам назначат новый «срок уплаты». В течение этого на-значенного срока мы обязаны оплатить счёт. Если мы не придерживаемся этого установленного времени, то будем когда-нибудь наказаны. После третьего преду-преждения должнику сообщается: «Если в
15
течение 8 дней (=кайрос) не будет уплаче-но, то дело будет решаться в правовом
порядке».
«»
всегда
подразумевает
Кайрос
время, определённый срок, данный нам для специально поставленной цели, определён-ного дела или определённой возможности. Короче говоря: наша жизнь содержит не только генетически (физически) обу-словленные сроки развития и созрева-ния, но также, в совокупности, душев-ные, умственные и духовные.
Прежде нашего рождения Бог запрограм-мировал в нашу жизнь определённый «кай-рос-план», который объемлет не только десятилетия, годы и месяцы, но даже часы, минуты и секунды. Не случайно поэтому, Павел начинает своё наставление со слов: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, до-рожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5,15-16). Плодотворное хождение в «кайросе» требует от нас не менее чем пол-ного внимания. Кто впервые слышит о та-ком удивительном и всеобъемлющем плане
16
Кайрос – резервированное время
времени и взвешивает только человеческим умом, как же познать и соответственно использовать эти предопределённые вре-мена, тот, конечно, должен прийти в от-чаяние от только что открытой действи-тельности . Однако, если бы людям времён Авраама рассказали о наших возможностях летать к звёздам, то для них это тоже было бы сверх их понимания. И всё же, между тем, чисто человеческим путём стало воз-можным не только совершить полёт к звёз-дам, но даже посредством ядерного оружия сделать небезопасным весь космос. На-сколько больше Бог будет действовать в нас, если мы под Его водительством и с Его помощью будем стремиться к совер-шенному и истинному человеческому бы-тию! Практический путь, ведущий в «кай-рос»-времена, будет рассмотрен в конце.
Прежде
я
хотел
бы
эту
«»-
кайрос
действительность основательно подтвер-дить с помощью Библии и показать нагляд-но, чтобы мы могли познать его глубокие последствия.
17
Прежде всего, нам надо принять это зна-ние о всеобъемлющем планировании нашего времени, как великое обетова-ние, а не как смертельную угрозу. Нас охватит ужас, если мы, может быть, лишь в конце нашей жизни осознаем, какие не-предвиденные возможности мы имели в нашем распоряжении. Но такое мышление разрушительно и не улучшит наше положе-ние. Напротив, будем благодарны за то, что мы вообще ещё можем познать, какое со-вершенное хождение приготовил нам Бог. Пока в нас ещё есть дыхание, мы можем
быстро идти вперёд, ибо Богу и верующему
1
всё возможно (Мар. 9,23). И то, что тайны
завершения открываются только в наше последнее время, свершается по Божьему предвидению. Человеку каменного века знание об атомной энергии принесло бы мало пользы, потому что для него наступи-ло только время изобрести сначала толко-
1 «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему».
18
Кайрос – резервированное время
вое колесо, которое бы при каждом обороте не скидывало поклажу с телеги.
19
Кайрос – на всех уровнях!
Бог снабдил предопределёнными времена-ми все уровни человеческого бытия. В по-следующем мы рассмотрим это, начиная со спасительно-исторического, а затем и на интернациональном, национальном, обще-ственном и личном уровнях. Не человек, а Бог ставит всегда сроки для достижения предопределённых целей.
1. Спасительно-исторический кайрос: (Евр. 12,26-29)
В конце нашей эпохи благодати будет дан
ещё
один
последний
короткий
«»,
кайрос
который предназначен именно для того, чтобы ввести во Христа всё, что Ему дейст-вительно принадлежит. Поэтому в Евр. 12,26-29 сказано: «Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «ёще раз поколеблю не
20
Кайрос – на всех уровнях!
только землю, но и небо». Слова ёще
«
раз» означают изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непо-колебимое».Эти дни уже начались. Мы можем искажать это, как хотим. Дух Божий совершает такие сильные потрясения на всех уровнях нашей жизни и деятельности, что мы или полностью отдадимся нашим собственным путям и делам, или же оста-вим все наши собственные представления, чтобы в Боге Одном прийти к покою. Всё земное и проходящее должно быть с нас сброшено. Совершенно независимо от того, что занимает и интересует нас в данный момент; кто в этом «кайросе» не оставит и не выпустит из своих рук всё земное и также небесное (!) (т.е. духовный опыт, благословения, привязанности, дары и т.д.), тот в конце срока останется ни с чем. «Единственно Христос и только Христос» является целью нынешнего спасительно-
исторического
кайроса»!
Это
не
значит,
«
что в конце мы ничего больше не будем иметь. Но мы, как Авраам, должны будем
21
отдать своих Исааков», если Господь по-
«
требует их. Дух Святой ревностно противо-стоит всякой душевной, религиозной и своевольной связи. Кто, с одной стороны, искренне жаждет Христа, а с другой сторо-ны, всё же противится оставить всё осталь-ное, должен считаться с психическим рас-стройством, вплоть до полного сумасшест-вия. Только через посев отречения, совер-шенно забывая заднее и простираясь к То-му, Который идёт нам навстречу, в этом отрезке времени – совершенная «весна».
2. Интернациональный кайрос:
(Лук. 21,24)
«…и Иерусалим будет попираем язычни-ками, доколе не окончатся времена язычников ».Длявсех народов установлены времена и сроки, в которых возможны оп-
ределённые «». Если народы не ис-
посевы
пользуют
эту
весну»,
то
надвигающиеся
«
22
Кайрос – на всех уровнях!
осенние туманы возвестят ни что иное, как их гибель.
3. Национальный «кайрос»:
(Пример Израильский народ, Быт. 15,13)
«И сказал Господь Авраму: знай, что по-томки твои будут пришельцами в земле не своей и поработят их и будут угнетать их четыреста лет». За эти четыреста лет израильская нация была подготовлена и очищена. Этот срок, также как и семьдесят лет вавилонского плена, был установлен и поэтому неизбежен. Таким образом, суще-ствуют предопределённые сроки и цели, которые нас просто увлекают и производят над нами своё дело, хотим мы этого или
нет.
Без
этих
принудительных
«»-
кайрос
сроков, вероятно, ничего бы не заверши-лось. Поэтому будем благодарны Богу и за все принудительные времена, которые про-изводят в нас очищающее действие. Они, прежде всего, создают основу нашего ста-
23
новления. Чем более зрелыми мы стано-вимся, тем важнее распознать и использо-вать все те сроки, которые нам даны в по-тенциальном (или пассивном) виде. Это как у детей: чем меньше они, тем авторитетней надо ими управлять и их воспитывать.
4. Кайрос на общественном уровне:
(2 Фес. 2,6)
Относительно антихриста, который также является общественным организмом, Павел говорит: «И ныне вы знаете, что не до-пускает открыться ему в своё(кайрос)время» (2 Фес. 2,6).
И для самых безбожных людей установле-ны сроки. Каждому обществу под небом, независимо от того, большое оно или ма-лое, даны предопределённые времена с ус-тановленными возможностями. Церкви в Фиатире Иисус дал общее для всех время, за которое она могла освободиться от рас-
24
Кайрос – на всех уровнях!
путства, также Он дал и другим церквям общие сроки для исправления (Отк. 2-3).
5. «Кайрос» на индивидуальном уровне: (Лук. 4,13, 1 Петр. 5,6)
Когда дьявол завершил все свои искушения Иисуса в пустыне, написано: «…диявол отошёл от Него до кайроса (до определён-ного срока)»(Лук. 4.13). Как Сын Божий, так и дьявол, находились в плане Божием.
Это не было самовольным «» и
искушать
«быть искушенным» в пустыне. Всё проте-кало точно по графику и закономерностям Божьим. Пётр говорит нам всем в 1 Петр. 5,6: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время». И в этой взаимосвязи мы читаем в первоисточ-нике «кайрос», а не «хронос». Таким обра-зом, смирение может только тогда принести плод, когда мы терпеливо ждём предопре-делённого Богом времени. Если мы дейст-вуем самовольно до наступления предопре-
25
делённого времени, тогда мы сами снова извлекаем из земли посеянные семена, и
данная «» не может совершить свой
весна
труд. В этом смысле нет незапланированно-го смирения. Об Иосифе, который 13 лет был смиряем как раб и заключённый, в конце говорится: «Послал пред ними че-ловека: в рабы продан был Иосиф. Стес-нили оковами ноги его; в железо вошла душа его, ДОКОЛЕ исполнилось слово Его: слово Господне испытало его» (Пс. 104,17-19). Если бы Иосиф освободился сам, раньше предопределённого времени (кайрос), то вышел бы из горнила неочи-щенным, и через это потерял бы свою цен-ность. Всё без исключения снабжено пре-допределённым сроком. Поэтому ничто не совершается без потенциальной возможно-сти благословения.
26
Кайрос в каждой детали
Кайрос в каждой детали
Каждое пророчество относится к заранее назначенному сроку (Авв. 2,3)1и обо всём,
что Бог делает, написано: «Но когда при-шла полнота времени…» (Гал. 4,4а).Кульминация данных Богом «кайрос»-сроков открывается нам в книге Еккл. 3,1-
8.
Читаем
мы
этот
текст
через
«-
хронос
очки», то перед нами, действительно, са-мый бессодержательный текст Библии, так сказать чистые азбучные истины. Однако,
если
мы
читаем
его
через
«-очки»,
кайрос
тогда он прямо-таки электризует, тогда он становится в высшей степени интересным и неописуемо многообещающим, полным обетований. Этот текст повествует нам о мельчайших деталях повседневной жизни: «Всему своё время, и время всякой вещи
1 «Ибо видение относится к определённому времени и говорит о конце и не обманет, и хотя бы замедли-ло, жди его, ибо непременно сбудется, не отменит-ся».
27
под небом: время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вы-рывать посаженное…» и т.д. (читай до ст. 8). Этот текст говорит нам ни что иное, как то, что всё, несделанное во время предо-пределённого и поэтому благоприятного срока, является бесплодным делом. Для всего под небом есть благоприятное и не-подходящее, так сказать, бесплодное время. Кто вкусил это измерение человеческого бытия, тот не может больше бездумно и равнодушно продолжать свою жизнь. Он
должен найти эту тайну хождения в «-
кай
росе» Божьем. И как сказано в ст. 7, он
подчинится
этому
небесному
«»
кайросу
вплоть до осознания того, когда время го-ворить и когда время молчать, ибо есть «время молчать (оно упоминается пер-вым!), и время говорить». Блажен, кто с точностью до секунды познаёт своё время: «Золотые яблоки в серебряных прозрач-ных сосудах – слово, сказанное в своё вре-мя». (Прит. 25,11).
28
Кайрос в каждой детали
1. Кайрос в молитвенной жизни
Нет ничего без назначенного, т.е. благопри-ятного времени, и даже молитва. Поэтому сказано: «Во время благоприятное(кай-рос) Я услышал тебя» (2 Кор. 6,2). Поэто-му не говорите много слов, как язычники. Если и сказано, чтобы мы молились во вся-кое время, это не значит, что нам дана сво-бода беспорядочно молиться, но, напротив, во всякое время нужно молиться соответст-
венно кайросу»! Во время благоприятное
«
Я услышал тебя! Дословно это значит: «В восприимчивое время Я услышал тебя». Другими словами, это так же, как с благо-приятными для зачатия днями у женщины. Каждый знает, что женщина имеет только определённые дни, в которые может про-изойти зачатие. Она не может зачать в лю-бое время. Точно так же и каждая молитва имеет своё благоприятное, восприимчивое время. Кто введён в тайны времён и сроков, тот перестаёт часами религиозно многосло-вить. Он, как Илия, молится «во время
29
приношения вечерней жертвы» короткой, но более эффективной молитвой. Разница: два коротких предложения, и огонь падает с неба (3 Цар. 18,36-37)! Пророки Божии все-гда жили в соответствии с этими предопре-делёнными и идеальными сроками (1 Цар.
12; За помолится Тебе 9,16; 10,810,2-8). «то
каждый праведник ВО ВРЕМЯ благо-
3
потребное…» (Пс. 31,6/ Ис. 55,6).
1 «Завтра в это время пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю…».
2 «И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв, семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать».
3 «Ищите Господа, когда можно найти Его; призы-вайте Его, когда Он близок».
30
Кайрос в каждой детали
2. Кайрос и невеста
Как важно хождение в «кайросе» Божием, открывается нам также в книге Песн. П. 5,2. Мы видим там невесту, спящую на по-стели. Эта невеста представляет ту группу людей из народа Божьего, которая во Хри-сте ближе всего к Богу. В полночь раздаёт-ся стук в дверь, и голос жениха зовёт: «От-вори мне, сестра моя, возлюбленная моя, чистая моя!» Но невеста медлит одно мгновение, не распознав благоприятного времени. После короткого размышления и аргументирования жених исчезает в темно-те ночи. Она вскакивает, приготавливает себя, но его уже нет. Она спешит на улицу, и стражи избивают её. Благоприятное время при явлении жениха будет очень коротким. Кто не упражняется в «кайросе», пока воз-можно, того ожидает то же самое, что мы только что прочитали. Непрестанно упраж-няйся, тогда Он будет учить тебя и приве-дёт к цели.
31
3. Хождение Иисуса в «кайросе»
Кто имеет сомнения в том, является ли та-кое непрерывное хождение в «кайросе» волей Божией, и вообще возможно ли это, тех пусть убедят следующие места в Писа-нии. Иисус был не только Сыном Божиим и чудотворцем. Он назван также братом, об-разцом для подражания и первенцем. Но где есть образец для подражания и перве-нец, должен быть также подражатель и по-следователь первенца. На самом деле жизнь Иисуса иллюстрирует не какое-то «большое исключение», но точный образец для под-ражания. Он не делал ничего другого, как только то, к чему призваны и мы. Его хож-дение должно стать нашим, Его дела долж-ны стать нашими. Не так: Он – суперзвезда, а мы – земные черви, но напротив, как на-писано: «…верующий в Меня, дела, кото-рые творю Я, и он сотворит; И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ, потому что Я к Отцу
32
Кайрос в каждой детали
Моему
иду» (Иоан. 14,12/13,151)
. Но Иисус
всегда ходил и творил дела в совершенном «кайросе» Божием: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня од-ного, ИБО Я ВСЕГДА делаю то, что Ему угодно» (Иоан. 8,29). Всегда! Его свиде-тельство подтверждалось на каждом шагу. Когда братья Иисуса принуждали Его явиться миру, последовал спонтанный от-вет: «Моё время (кайрос) ещё не настало, а для вас всегда время» (Иоан. 7,6). Во всём Он ждал Своё время и час. Ученики, напротив, были ещё в «детском возрасте». Для них всегда было время. Когда я, во время рабочего дня, прохожу через зал, мои десятеро детей, обычно, как орлы налетают на меня, и каждый старается мне что-то показать или рассказать. И тогда мне снова приходится им говорить: «Сейчас у меня нет времени вас выслушивать, сейчас я должен работать». Маленькие дети могут
1 «Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
33
ещё во всякое время делать то, что им хо-чется, но чем они старше, тем конкретней становится для них распознавание своих времён. Насколько точно Иисус ходил в «кайросе», мы видим в Евангелии от Ио-анна 7,8+10. Незадолго до того Он сказал: «Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время(кайрос)ещё не исполни-лось». Но как только пришли Его братья, «…тогда и Он пришёл на праздник…», и дальше в стихе 14 «…вошёл Иисус в храм и учил». Кто читает этот текст через «хро-нос»-очки, тому кажется, что он нашёл в Библии противоречие. Но кто читает его
через
«»-очки,
тот
видит
вождение
кайрос
Божие с точностью до минут. То же самое мы видим на браке в Кане Галилейской. «Вина нет у них»,– сказала мать Мария своему сыну Иисусу. Другими словами: «Сделай же что-нибудь!» Но Иисус отве-тил: «Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой» (Иоан. 2,4). Мария мол-ча доверяет Ему. Некоторое время спустя Иисус велит наполнить водою шесть ка-
34
Кайрос в каждой детали
менных сосудов. Теперь наступил Его час, Он превращает воду в вино. Это также дей-ствительно и для нас, если мы ходим в «кайросе» Божием. Вода станет вином, скучный будний день станет радостным праздником! Постоянное хождение в «кай-росе» сделало Иисуса также бессмертным и неприкосновенным до времени, установ-ленного Отцом. Как часто иудеи искали убить Его, но Иисус проходил через них и исчезал; «но никто не наложил на Него
руки, потому что ещё не пришёл час Его»
1). Установленныекай-(Иоан. 7,30/8,20 «
рос»-сроки, конечно, содержат не только радостные, благословенные часы. Хотя на-ша жизнь всегда запрограммирована на благословение, но это благословение ино-гда выражается через страдание. Блажен тот, кто страдает в предопределённое вре-мя. Страдания в установленное для этого
1 «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что ещё не пришёл час Его».
35
время являются чрезвычайно плодотвор-
ными страданиями. Страдания вне «-
кайро
са» являются бесплодными и ужасными. Если мы страдаем в данное Богом время «весны-страданий», тогда также имеем всю необходимую силу умереть. Каждое предо-пределённое время содержит необходимое благословение, чтобы плодотворно выйти из него. Поэтому Иисус, облечённый силой свыше, когда был схвачен, сказал: «Каж-дый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, НО ТЕПЕРЬ ВАШЕ ВРЕМЯ и власть тьмы» (Лук. 22,53).
Какое драгоценное обетование! Бог предна-значил нам непрерывный временной план. Каждый час имеет своё особенное благо-словение, свою потенциальную возмож-ность. Давайте же жаждать того, чтобы нам войти в это «кайрос»-хождение.
36
Кайрос в каждой детали
4.Верующее хождение в кайросе
«На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может тво-рить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан. 5,19).
«Итак, подражайте Богу, как чада воз-любленные» (Еф. 5, 1). Это слово ободре-ния и увещевания включает в себя не толь-ко подражание хождения в любви, но всё наше хождение вообще, включая и хожде-ние в «» Божием. «Кто говорит,
кайросе
что пребывает в Нём, тот должен посту-пать так, как Он поступает» (как в грече-
ской временной форме) (1 Иоан. 2,6). Ии-
1
сус и сегодня живёт в нас (Гал. 2,20). Не-
возможно в достаточной мере подчеркнуть,
1 «…и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Бо-жия, возлюбившего меня и предавшего Себя за ме-ня».
37
какие чрезвычайно огромные последствия имеет хождение в «кайросе». Не менее чем судьба всего человечества зависит от того, постигнем ли мы, христиане, эту тайну или нет. Вся книга «Деяния апостолов» являет-ся непосредственной демонстрацией этого хождения в «кайросе». На основании ниже-следующих мест Писания и примеров из «Деяний апостолов», укрепим свои сердца в том факте, что это хождение доступно не только элитным христианам, но всем нам.
Но я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы имеем здесь дело с благой вестью неисчер-паемого обетования, а не с некоей угро-жающей вестью, содержащей недостижи-мые требования. Несмотря на то, что ре-зультат наших упущений имеет трагические последствия для мира, мы всё же не войдём в «кайрос» Божий никаким иным путём, как только путём, исполненным надеждой и положительного упования. Поэтому безого-ворочно воодушевитесь чудесными воз-можностями, которые открыты нам всем, и
38
Кайрос в каждой детали
не давайте места никакому принуждающе-му давлению законнических требований.
Какие огромные последствия имело хожде-ние Филиппа в «» (Деян. 8,26-40).
кайросе
Ведомый Ангелом, он стоит один на пус-тынной дороге, ведущей в Газу. Из Иеруса-лима едет Ефиоплянин, евнух, хранитель сокровищ. Во время езды он громко читает Святое Писание. Проезжая именно то ме-сто, где стоит Филипп, он читает из книги пророка Исаии 53,7-8. С точностью до секунды Дух Святой говорит: «Из-за этого человека Я привёл тебя сюда». Филипп приводит его к вере, крестит и отпускает с миром. Через этого человека Евангелие пробило себе путь в Эфиопии. – «Кайрос», аллилуя! Но что произошло бы с эфиопля-нами, если бы Филипп решил тогда поспать часок после обеда? Что произошло бы с народами, если бы точно в то время Павел и Варнава не последовали бы призыву идти в
39
миссию?
(Деян.
13,21).
в
Ни
какоедругое
время поле не было бы для них плодород-ным. Но через их послушание весь мир, с
быстротой молнии, был наполнен Еванге-
2). Ихнепрерывноехожде
лием (Деян. 17,6 –
ние в «» Божием выразительно по-
кайросе
3. Сначала они сами казано в Деян. 16,6-7
решили, что настало время проповедовать слово Божие в Асии, но Дух Святой не до-пустил этот план (ст. 6). Когда же они дош-ли до Мисии, то увидели, что настало время идти в Вифинию; «но Дух не допустил их» (ст. 7). Только Македония была в «кайросе» Божием, и там урожай мог быть собран без
1 «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их».
2 «Не нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда».
3 «Прошедши через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедо-вать слово в Асии. Дошедши до Мисии, предприни-мали идти в Вифинию; но Дух не допустил их».
40
Кайрос в каждой детали
затруднений (ст. 9). Если Бог посылает нас собирать урожай, то Он не хочет, чтобы мы где-то пахали! Но если велит нам пахать и сеять, то Он не хочет, чтобы мы где-то со-бирали урожай. Всё имеет своё время – свой «кайрос»! Следовательно, ходить в «кайро-се» не означает «достижение любой ценой». Одни пашут, другие поливают, третьи со-бирают – каждый в своё время. И каждое чудо исцеления, как, например, в Деян.
1
3,6, должно быть рассмотрено в перспек-
тиве «кайроса». Часто наивные христиане думают, что Апостолы просто имели дары исцеления и поэтому без разбора могли ис-целять. О нет, этого не мог даже Иисус, единородный Сын Божий. Исцеления, зна-мения, чудеса, дары милости всякого вида действуют только в «кайросе» Божием. По-этому Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может тво-
1 «Но Пётр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи».
41
рить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан. 5,19). Успехи слу-жения Иисуса и Апостолов связаны с «кай-росом» Божиим в большей мере, чем с ка-кой-либо другой тайной. Когда наступает
время
спелости»,
стоит
только
коснуться
«
пальцем нуждающегося, и он получает не-обходимое. Спелые плоды падают с дерева без долгой тряски и раскачки! Напротив, когда время ещё не настало, ты можешь его дёргать со всех сторон, и ничего не про-изойдёт. Пётр и Иоанн на протяжении мно-гих недель, ежедневно ходили в храм, где при дверях всегда сидел хромой нищий и просил милостыню. И именно в момент Деян. 3,6 наступил «кайрос», что не воз-можно было час назад, случилось в тот мо-мент. Дух Святой сошёл на них и исцелил хромого. О, как могущественно и непости-жимо могла бы везде пробиваться Сила Божия, если бы все мы, верующие, ходили в «кайросе» Божием! Никто не имеет право утверждать, что это невозможно. Церковь
42
Кайрос в каждой детали
есть Тело Христово! Христос есть Глава всех членов и, конечно же, Он способен вести весь Свой Организм с точностью до секунды. Поэтому и сказано в Еф. 5,16: «…дорожа временем, потому что дни лу-кавы». В Рим. 12,2 подчёркивается, что мы не должны жить сообразно миру, но позна-вать, что есть, благая, угодная и совершен-ная воля Божия. Совершенную волю Бо-жию творит тот, кто намерение Божие ис-полняет Божьим образом, в назначенное Богом время и в назначенном Богом месте. Пусть никто не утверждает, что это преуве-личено или невозможно, ибо Богу всё воз-можно. Неужели Он не научит нас пони-мать благоприятное время, если Он делает это даже с животными.
5. Кайрос в животном мире
Существует только одно существенное препятствие в отношении кайроса Божия – это наше невероятное упрямство, что удру-
43
чало Бога уже в ветхозаветные времена: «И аист под небом знает свои ОПРЕДЕ-ЛЁННЫЕ ВРЕМЕНА, и горлица, и лас-точка, и журавль НАБЛЮДАЮТ ВРЕ-МЯ, КОГДА ИМ ПРИЛЕТЕТЬ, а народ Мой не знает определения Господня» (Иер. 8,7). Если Бог уже в Ветхом Завете ожидал, что Его народ будет ходить в «кай-росе», то насколько больше в Новом! Но мы, новозаветные верующие, довольству-емся в основном тем, что имеем Духа Свя-того, или мы боимся доверять этому Свя-тому Духу, излитому в Пятидесятницу. Возлюбленные, какие мы всё же убогие существа. Бог снабдил нас такими неопи-суемыми возможностями, а мы довольству-емся только «сдачей в эксплуатацию самых элементарных функций». Я скажу тебе прямо: я не буду удовлетворён до тех пор, пока не исчерпаю до самых глубин запла-нированные возможности Божии, пока не достигну высочайших вершин и пока не пройду до крайних границ! Я хочу быть вдохновлённым и захваченным возможно-
44
Кайрос в каждой детали
стями Божиими и вовлечь целые народы в эти измерения истинной жизни в Святом Духе. Моему исканию нет конца до тех пор, пока Христос не станет всё во всём, и воля Божия не выразится через нас, в виде со-вершенно действующего организма (Еф.
1)И неверующие –4,11-12. какспешнопре
клонят свои колени, и несведущие упадут на лицо своё, если мы все, в возрастающей
мере, снова будем ходить в «» Бо-
кайросе
жием и исполнять предопределённые дела
2)
(1 Кор. 14,23-25. Но горе всему пассивно-
му, самодовольному христианству, ориен-
1 «И Он поставил одних Апостолами, других проро-ками, иных Евангелистами, иных пастырями и учи-телями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова».
2 «Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли они, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдёт кто неверующий или незнающий, то он все-ми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падёт ниц, поклонится Богу и скажет: «истинно с вами Бог».
45
тированному на своё благосостояние! Как много таких, которые лучше нежатся на своих самоизбранных ложах спасения! Они не хотят заниматься такими «высокими ма-териями», как они их называют, но лучше «оставаться скромными». При этом они слишком любят удобство и ленивы, чтобы подняться и познавать Бога! Они наслаж-даются сознанием своего личного спасения и предпочитают быть «свободными, как птицы». Они уклоняются принять любой вызов, который выше их возможностей. Но в действительности, они никто иные, как любящие мир, прожорливые, равнодушные и чёрствые. Так как они заняты только лич-ным благополучием и личным спасением, то гибель мира оставляет их холодными. В то время, как из-за нашей мелочности, каж-дый день, миллионы людей идут навстречу вечной ночи, эти набожные болтуны непод-вижно лежат на своих ленивых задницах и откармливают, кроме того, своё набожное брюхо самоизбранными словами утешения и спасительными обещаниями! О, возлюб-
46
Кайрос в каждой детали
ленные, до тех пор, пока для нас спасение мира и хождение в совершенной воле и «кайросе» Божием не станет вопросом жиз-ни, являемся мы отступившими детьми, спящими мёртвым сном! После того, как я немного дал волю чувствам (я надеюсь, вы имеете духовное понимание таких вспы-шек), обратимся к практическому пути, ко-торый введёт нас в «кайрос» Божий.
47
Путь в кайрос Божий
1. Через перемену мышления и подчине-
1).
ние (Рим. 12,1-2
Фундаментом этого пути снова является обновление ума и полная отдача. Кто и дальше держится за жизнь, которая ни к чему не обязывает, никогда не будет введён в эти благословенные времена. Прежде все-го, и здесь необходимо опять оставить ме-лочное, узкое, собственное мышление. По-ка мы не покоримся откровению этого обе-тованного хождения в «кайросе», не может возникнуть ничего нового. Только тот, кто постигнет эти истины и, прежде всего, бе-
1 «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения ваше-го, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуй-тесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершен-ная»
48
Путь в кайрос Божий
зоговорочно их примет, того и Бог примет и признает, ибо: «Кто имеет, тому дано бу-дет». Никто да не надеется на свой разум и не ломает себе голову над тем, «как подоб-ное когда-либо может осуществиться». Прежде всего, прославь Бога и покорись в послушании Его обетованиям. В эту тайну может быть посвящён только тот, кто отка-жется от своевольной набожности, от всех собственных масштабов, представлений и привычек. Только тот, кто откажется от дремоты, пассивности и болтовни, найдёт этот вход. В «кайрос» Божий попадёт толь-ко тот, кто может оставить и все прежние благословения. Как много тех, которые су-дорожно держатся за полученные благосло-вения. Бог потребовал от Авраама и обето-ванного сына Исаака, прежде чем ввести его в действительную глубину и полноту благословения. Предопределённые Божие моменты времени снова и снова перечёрки-вают всякую религиозную способность восприятия, всякий духовный опыт и вся-кое предсказуемое познание. Кто во всякое
49
время готов для Бога, тот будет Им признан и введён в «кайрос» Божий.
2. Через познание абсолютной неспособ-ности
Нет условия важнее, чем смиренное осоз-нание своей несостоятельности. Я говорю – смиренное, потому что много людей, кото-рые, хотя и признают свою неспособность, но постоянно претыкаются об эту слабость и в своём сердце противятся Богу. Кто не желает полной зависимости, тот не приго-ден для «кайроса» Божия. Без малейшего приукрашивания необходимо признать ис-тинное положение вещей из Ис. 55,8-9: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои вы-ше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Только осознание полно-го и стопроцентного превышения наших возможностей приведёт нас на пути Божии,
50
Путь в кайрос Божий
в Его времена и сроки. Когда же, наконец, Бог сможет пробудить нас для полной ис-тины? Когда, наконец, мы откажемся от всего набожного благочестивого своенра-вия и признаем, что, в сущности, мы не мо-жем быть христианами? Как же мы ещё надменны. Мы все ещё думаем угодить Бо-гу своим христианским образом жизни. Как Бог может быть доволен нашим хождением, если Он даже закон Моисея многократно углубил, а мы хромаем далеко позади вет-хозаветных масштабов? Другие, напротив, ясно осознали наше несовершенство и впредь провозглашают «милость» над всем своим хождением. Но как раз это и есть дешёвая благодать! Если же мы не собира-емся исправляться, то давайте будем есть, пить и блудодействовать! Мы же тогда все грешники, и Кровь Иисуса даст всему это-му обману благоприятную окраску. Горе нам, если мы придём к таким извращённым выводам! Ни отчаяние, ни благочестивое безразличие здесь не к месту, но только Христос! Только Он, сидящий на престоле
51
в небесах и одновременно живущий в нас, может быть христианином! Только Он в состоянии сотворить в нас то, что благо-угодно Богу, и Он это делает (1 Фес.
12). Пришловремяабсо
5,23/Евр. 13,20-21 –
лютно серьёзно принять обещания Божии: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15,5), но «Он, Дух истины, наста-вит вас на всякую истину…» (Иоан. 16,13). «И уже не я живу, но живёт во мне Христос…» (Гал. 2,20).
Христос подарил нам не менее, как всю Свою божественную Личность, для того, чтобы Он Сам жил нас! Иисус не сказал,
1 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит-ся без порока в пришествие Господа Иисуса Хри-ста».
2 «Бог же мира, воздвигающий из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа на-шего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь».
52
Путь в кайрос Божий
что пошлёт нам «Новый Завет», Он сказал: «(Я) приду к вам» (Иоан. 14,18). Я пошлю Духа Истины, Утешителя, Защитника и Помощника! Он не сказал, что Дух Святой будет учить нас « всей истине», но «на-
о
ставитвас на всякую истину» – лично
1
(Иоан. 16,7+13). Но сама Истина есть Ии-
сус: «Я ЕСМЬ Истина и Жизнь!» Логич-но, что единственным стремлением истин-ных Апостолов было представить всякого человека совершенным «во Христе» (Кол. 1,28), что значит, ввести в излитую в Свя-том Духе и присутствующую Личность Христа. До каких пор мы ещё будем на-страивать Духа Божьего против Библии и Библию против Духа Святого? Одни отвер-гают непосредственное вождение Духа
1 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».
«Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
53
Святого, так как они имеют Библию, а дру-гие отвергают написанное Слово, так как думают, что познали Духа Святого. В дей-ствительности, всегда необходимо и то, и другое. Это как мужчина и женщина. Мужчина был создан первым, а затем из ребра, взятого у него, была создана женщина. Точно так же сначала был Дух Божий, а затем из Духа пришло написанное Слово. И как женщина была сотворена ради мужчины, а не мужчина ради женщины, так и Слово дано ради Духа, а не Дух ради Слова. Глава жены – муж, и Глава Слова – Дух. Оба, мужчина и женщина, эмансипировались в ущерб себе. Возвратитесь к Божественным порядкам! Но также и наоборот: как мужчина рожда-ется через женщину, так и Дух снова при-ходит через Слово. Таким образом, в Господе, как мужчина без женщины, так и женщина без мужчины есть нечто незаконченное. Подобно этому, в Господе, как Дух без написанного Слова, так и написанное Слово без Духа не являются
полнотой.
Но
Дух
всегда
стоит
впереди.
54
Путь в кайрос Божий
ди. Прекратите так ожесточённо хвататься за Слово Библии, будто Оно дано вам для того, чтобы вы, приобретя немного Библей-ских знаний, могли бы жить благоугодно Богу. Кто думает, что может достигнуть благоугодного Богу хождения одним чтени-ем Библии, тот ещё находится в бездухов-ности и законничестве точно так же, как и ветхозаветный народ! Путеводитель и Гла-ва есть и остаётся Дух Святой. Это Он, Ко-торый ведёт нас, как прямо и непосредст-венно, так и через Слово – никогда против Писания, но часто против нашего ошибоч-ного понимания Писания! В большинстве случаев водительство Божие происходит через Духа Святого, как мы это увидели в Деянии Апостолов. Нигде не могли они в то время прочитать в Писании про «одинокий путь в направлении Газы» для того, чтобы ходить в «кайросе» Божием. Нигде не мог-ло стоять в Библии, что ни Асия и ни Ви-финия, но Македония была на очереди. Да-вайте перестанем с недоверием относиться к вождению Духа Святого и порочить тех,
55
которые держатся этого! Ложные и часто противоречивые изложения Библии одно-значно указывают не на «избыток», но, единственно, на «недостаток» вождения Духом! Чтобы Святое Писание проявилось во всей Своей полноте в жизни нашей, нужно столько же (и даже намного боль-ше!) водительства Духа Святого, сколько нужно было для написания Библии. Мы должны быть полны и даже переполнены Духом Святым – Христос в нас и через нас, это единственная благоугодная Богу фор-мула . Всё, что живёт в нас и не является «Им Самим», будет отвергнуто и не может быть угодно Богу. Будет осуждена и бого-хульная теория, утверждающая, что не-смотря ни на что это нормально, если в на-шей «всё равно грешной жизни» ничего не меняется. Бог ищет Христа в нас и, притом, Христа живого, проявляющегося сейчас и сегодня, а не только как исповедь наших сердец и уст. Поэтому мы должны быть живыми письмами Христа. Но кто это мо-жет? Никто, ни один из нас! Кто с Библией
56
Путь в кайрос Божий
под мышкой мнит сам быть христианином, есть лжец и богохульник. Бог хочет, чтобы мы полностью осознали нашу зависимость для того, чтобы ввести нас в истинное из-мерение веры. Кто не осознаёт своё гибель-ное состояние и свою неспособность, тот не может быть спасён «во» Христа, т.е. в жи-вую Истину. «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Прит. 20, 24).
3. Веруя – или никак!
«Ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5,7).
Истинным христианином является только тот, кто каждую секунду живёт в созна-тельной и полной зависимости, а именно, веруя и доверяя! Мы должны жить, оставив все наши личные способности, доверяя жи-вущему в нас и управляющему всем Хри-сту, или мы не достигнем ничего. Пусть, живущий в тебе Святой Дух, разовьёт силь-
57
ную жажду того, чтобы во всякое время проявлялся в тебе Христос. Дух Святой есть единственная компетентная и способ-ная Инстанция, Которая введёт нас во Хри-ста и проявит Христа в нас. Как только мы оставляем всю нашу собственную набож-ность, всё религиозное знание и духовный опыт и ожидаем каждую секунду Его управляющее действие в нас – тайна «Хри-стос в нас» начинает становиться активной. Но всегда только «в то время», когда мы верим, и тем самым мы открываем Богу канал для осуществления Его целей в нас и с нами. Не перед тем, и не после того, но именно в то время, когда мы верим, мы ста-новимся частью Его божественной приро-ды. «В Твоей руке дни мои» (Пс. 30,16),– непрестанно говорит верующее сердце. «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость(на-пример, хождение в «кайросе»!) твою, как полдень» (Пс. 36, 5+6).
58
Путь в кайрос Божий
Взирая на пути и сроки Божии, мы есть и
остаёмся слепыми и незнающими». Кто
«
познал помышления Господни? Даже тыся-челетнее интенсивное изучение Библии не сможет заменить непосредственного вож-дения Духом Святым через веру! Но Он поведёт слепых дорогою, которой они не
знают и тропами, которые им незнакомы
1). Ктовере, тот
(Ис. 42,16 ходит в будет
шаг за шагом всё глубже введён во времена и сроки Божии. Ни один человек, ходящий доверяя Богу, не будет постыжён. В конце концов, Бог будет ежеминутно и ежесе-кундно проявляться в нём – без малейшей скованности. Мы достигнем этого, веруя, и никак иначе. Вера есть Божий метод, Божие благоволение, единственное Божие средст-
1 «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их, мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их».
59
(
1)
во
Евр.
11,1+6.
Подробнее
о
характере
этого хождения в вере изложено в моей книге «Верующий или доверяющийся?».
1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уве-ренность в невидимом».
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт».
60
Какузнать, в кайросе мы или нет
Как узнать, в кайросе мы или нет
Ответ на этот вопрос содержит в своей ос-нове две противоположные друг другу пер-спективы. Первая – относящаяся к сфере, воспринимаемой человеком, вторая – к сфере, не воспринимаемой человеком. Су-ществуют намного больше взаимосвязей и вождений, которые мы по-человечески по-нять не можем, чем тех, которые мы можем понять. Божии намерения и пути с нами настолько выше человеческого восприятия, как небо выше земли. Главным отличитель-ным признаком воспринимаемой человеком сферы является внутренний мир. Пока не наступил нужный момент для какого-то действия, мы внутренне в спешке, неуве-ренны, или парализованы. Однако, там, где нами управляет желание или раздвоен-ность, нужно ещё упражняться в воздержа-
нии
и
постоянстве.
Настоящий
«»
кайрос
приносит одновременно совершенный по-кой и действие в нас. Там всегда дерзнове-
61
ние и уверенность в действиях. Где присут-ствует Господь, там есть и сила для дейст-вий. Там нет страха и сомнений. Способ-ность сдержанно ожидать в сочетании с живым доверием, есть основной ключ к хождению в доступном нашему воспри-ятию «кайросе».
В отношении сферы, не воспринимаемой человеком, оставаться в вере намного важ-нее, чем знать то, находимся ли мы в «кай-росе» или как часто мы в нём. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не пола-гайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»,– читаем мы в Прит. 3,5-6. Разум может иногда быть полезным, но в отноше-нии глубин Царствия Божия я могу лишь посоветовать: «Не полагайся на разум твой! Здесь он тебе не поможет!» Даже если се-годня ты в «кайросе», то остаться в нём завтра или даже спустя секунду, возможно, только через живое доверие.
Это было летом 1979 года, когда Бог в пер-вый раз показал мне Своё величие, в отно-
62
Какузнать, в кайросе мы или нет
шении нашего хождения в кайросе». Во
«
время вечерних сумерек, около 21.00, я на-ходился на большом лугу в Цюрихе. В моих молитвах я непрерывно был занят вопро-сом, как привести ещё больше людей ко Христу.
И в один миг Господь дал мне полную уве-ренность в том, что именно в эту ночь мне предопределено привести к Нему одну ду-шу. На основании откровения этого «кайро-са» мне не нужно уже было ничего спраши-вать. Ни время, ни место, ни метод не инте-ресовали меня в ту ночь, потому что Дух пророчества ясно засвидетельствовал мне, что Бог является непобедимым Водителем и Свои обещания обязательно исполняет для тех, кто Ему верит. Для меня было дос-таточно обещание этого «кайроса». В то время я был ещё совсем молодым христианином, и Бог играл со мною в ту ночь, как отец играет со своим сыном. Знаешь ли ты Бога с этой стороны? Он дал мне гарантию: «Ты можешь сейчас бежать и выбирать дороги, какие ты хочешь, и всё
же
Я дам тебе в руки именно ту личность,
63
в руки именно ту личность, которую обе-щал». Единственным условием игры было, с полным доверием, упорно держаться за Его обещание. Хотя я сразу был убежден в бесконечном превосходстве Божием, я иг-раючи ответил Ему: «Я убегу от Тебя!» И так начался спектакль. Я побежал по ка-кой-то улице, потом через луг…, через кус-тарник…, потом вдруг сел и сказал задорно: «Ты меня не поймаешь». В то время, когда я там сидел, обещание Отца усилилось: «Я больше и хитрее тебя». Хитрее? Я снова вскочил, побежал туда, сюда, как мне хоте-лось. Налево, направо, назад и снова впе-рёд. Проходили часы. Было, наверно, около полуночи, на улице не видно было ни од-ного человека. В один момент я почувство-вал страх, что выиграл игру. Но опять обе-щание Отца во мне тут же усилилось: «Я выиграю, ибо, что Я обещаю, то обязатель-но сдержу». В то время как я медленно шёл мимо одного дома, в 50 метрах от меня, неожиданно загорелся свет. Открылась дверь, и один человек, как тень, быстро
64
Какузнать, в кайросе мы или нет
спустился по лестнице. С точностью до се-кунды он стоял передо мной на улице и нащупывал велосипед, стоявший в тёмной нише. Когда я хотел пройти мимо, слабый свет уличных фонарей осветил наши лица. Я остолбенел: Не видел ли я уже где-то это лицо? «Ты ли это?» – спросил я неуверенно. И таким же неуверенным был ответ: «Да, ты ли это, Иво?» Этого человека я не видел уже многие годы. «Что ты здесь делаешь в половину первого ночи?», спросил я удив-лённо. «Я как раз вспомнил, что ещё не за-вёл в дом свой велосипед»,– последовал удивительный ответ. «Это же не подходя-щее время, заботиться о велосипедах»,– по-думал я про себя…, молниеносно почувст-
вовав,
что
я
попал
в
Божью
«».
ловушку
«Как ты живёшь, что делаешь?»– спросил я с ожиданием. Я услышал глубоко печаль-ную историю: «Мои дела очень плохи. Не-сколько лет назад я попал под влияние сильных наркотиков, и теперь для меня нет никакого выхода». С ужасом я увидел глу-бокие, кровавые впадины, покрывающие то
65
лицо, которое лишь несколько лет назад сияло молодостью, силой и здоровьем. За-тем он спросил меня, что я делал все эти годы. Это был мой час! Я рассказал, что порвал со своей старой жизнью, о моём глубоком покаянии и полной отдаче Богу через Иисуса Христа. Примерно полчаса спустя мы оба преклонили колени прямо на улице и торжественно молились молитвой кающегося грешника. Когда я в молитве приносил Богу этого человека, я всё снова и снова с благодарением признавал: «Ты вы-ше всего и всех! Ты выше всего и обяза-тельно сдерживаешь то, что обещал… Ты выиграл, Ты победил». Лишь после того, как я в молитве передал этого человека Бо-гу, я объяснил ему, что сделал со мной Бог в эту ночь. Великая радость и полное осоз-нание божественного избрания пробили себе путь. После этого события один «кай-рос» следовал за другим. Всё было предо-пределено, так что этот человек, опять же через другого христианина, получил фи-нансирование и возможность лечения в
66
Какузнать, в кайросе мы или нет
Германии, и был освобождён от влияния наркотиков.
Пусть этот маленький эпизод послужит нам поучением в том, что нет ничего важнее, как доверчивое и упорное пребывание в обетованиях, которые Бог дал нам. Чувст-вуем ли мы себя в «кайросе» или нет, под-чинено этому. Для Бога никогда не будет проблем ввести нас в предопределённые сроки, если мы Ему доверяем и воздаём Ему славу. Тогда непременно во всех об-ластях будет так, что мы, как люди, намеча-
ем себе путь, но шаги наши будет направ-
1)
лять Бог (Прит. 16,9. Ибо: «От Господа
направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Прит. 20,24). Итак, постоянно веруя, держись того, что ты именно столько раз будешь в «кайросе», сколько будешь пребывать в живой вере. Только как плывущий корабль ты будешь точнее и непрерывно управляем. Никогда
1 «Сердце человека обдумывает свой путь, но Гос-подь управляет шествием его».
67
не останавливайся при попытке определе-ния твоей позиции. Радуйся, когда Бог ино-гда даёт тебе осознать, что ты в нём (в «кайросе») есть или был, но не живи этим – оставайся уповающим!
Часто, как царица Есфирь или как Иосиф в Египте, мы только потом познаём, что на-ходились в «кайросе» Божием (Есф.
12)
4,146/Пс. 104,18+19. Только после нашей
смерти мы узнаем, что некоторые времена были «кайросом».
Так, вероятно, бедная вдова узнала лишь в вечности, какой значительный вклад при-несла её лепта, которую она опустила в со-
кровищницу именно в благоприятное для
3). ,
этого время (Мар. 12,42Важночтобы
1 «И кто знает, не для такого ли времени ты и дос-тигла достоинства царского?»
2 «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его».
3 «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант».
68
Какузнать, в кайросе мы или нет
мы постоянно были управляемы миром и
1
любовью Духа Святого (2 Кор. 5,14), как
Мария, которая точно к «кайросу» Божье-
му, помазала тело Иисуса Христа к погре-
2
бению (Мар. 14,8). Этот (внутренний) мир
может быть заклеймён и поставлен под во-прос многими противниками, мы можем временами его потерять, как Иосиф в тем-нице. Но если мы ходим в вере и остаёмся доверяющими, то, тем не менее, мы будем в нём («кайросе»), даже если мы этого не можем ни понять, ни почувствовать, ни осознать и ни проконтролировать.
Итак, можно ходить в «кайросе», не осоз-навая этого, как Саул, который искал осла и получил царство (1 Цар. 9), и можно нахо-диться вне благоприятного времени («кай-роса») и, тем не менее, думать, что нахо-
1
«Ибо любовь Христова объемлет нас…»
2 «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Моё к погребению».
69
1
дишься в нём (Прит. 14,12). Однако, все
стези уповающего Он направит Сам (Прит.
23
3,6/Пс. 24,3а).
1 «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти».
2 «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».
3 «Да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя».
70
Приложение
Важная заключительная заметка
Дорогой читатель!
Если эта брошюра принесла тебе благосло-вение, то ты можешь сохранить его только:
– посредством практического воплоще-
ния в своей собственной жизни
– посредством дальнейшего распростра-
нения этой книги
– а также, рассказывая другим.
Да благословит тебя Господь, чтобы твой посев принёс много плода.
Заказной лист, а также имеющиеся в нали-чии книги, трактаты и кассеты с пропове-дями ты можешь бесплатно заказать по ад-ресу:
Gemeinde-Lehrdienst
Birkenweg 8
67574 Osthofen
Tel./Fax: 0049 (0)6242-3193
71
72