Евангелист Лука РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ

1

5 Смена - священники делились на 24 смены, каждая из которых состояла из 4-9 семейств. Каждая смена служила два раза в году по одной неделе. 9 Воскурить благовония - в Храме утром и во второй половине дня совершалось жертвоприношение, сопровождавшееся сожжением благовоний на особом алтаре в центре той части Храма, которая называлась Двором Священников. Так как священников было очень много (18-20 тыс.), священник мог воскурить благовония только один раз в жизни. 13 ты назовешь - здесь будущее время в значении повелительного наклонения: "назови". 15 не будет пить ни вина, ни пива - это указывает на то, что Иоанн станет назиритом, или назореем*. 19 Гавриил (евр. Габриэль, "человек Божий") - один из четырех (или семи) ангелов, стоящих перед Богом и служащих Ему. Гавриил обычно исполнял роль вестника, передававшего людям весть от Бога. 25 Бездетность замужней женщины считалась тяжкой карой от Бога. 27 обрученной - см. прим. к Мф 1.18-19. Мариам - см. прим. к Мф 13.55. 28 Приветствую тебя - дословно: "радуйся". Этим обычным греческим приветствием переведено еврейское "шалом" ("мир тебе"). 33 Потомками Иакова назывался народ Израиля. 38 Я во власти Господа - дословно: "Вот служанка (или раба) Господа". 59 Обрезание*. 69 великого Спасителя - дословно: "рог спасения". В Писании рог символизирует мощь. 79 она взойдет - в некоторых рукописях: "она взошла".

2

1 Август - титул первого римского императора Гая Юлия Цезаря Октавиана (31 г. до н. э. - 14 г. н. э.). Перепись проводилась для того, чтобы никто не мог уклониться от уплаты податей Риму. 2 Сирия - см. прим. к Мф 4.24. 3 Возможно, идти в свои города на перепись должны были те люди, у которых была там какая-нибудь собственность. 9 Некоторые рукописи начинают стих словами: "И вдруг". 11 Помазанник*. 14 людям, которых Он возлюбил - возможен другой перевод: "и милость среди людей". 22-23 обряд очищения - после рождения ребенка женщина считалась нечис- той и, если рождался мальчик, не должна была покидать дом в течение семи дней до обрезания ребенка, а затем еще тридцать три дня, после чего должна была для очищения принести в Храме жертву - барашка или, если она была бедна, пару голубей. Всякого первенца нужно было выкупить, заплатив шесть шекелей. Приносить ребенка в Храм было не обязательно. Так как Иисус был принесен в Храм и, кроме того, в Евангелии не упоминается о выкупе за Него, возможно, Он был посвящен Богу на служение, как некогда Самуил (1 Цар 1.11, 22, 28). 27 Духом - Святым Духом. 33 отец ребенка - в некоторых рукописях: "Иосиф". 37 была вдовой уже восемьдесят четыре года - возможен иной перевод: "ей было уже восемьдесят четыре года". Пост*. 38 кто ждал свободы - "свобода" значит здесь то же, что "спасение для Израиля", которого дожидался Симеон, т. е. воцарение Бога, когда Израиль будет спасен от своих грехов, а также от иноземных захватчиков - римлян. 41 Пасха*. 42 В двенадцать лет мальчик готовился стать полноправным членом народа Божьего Израиля, это религиозное совершеннолетие наступало в тринадцать лет. 49 Я должен быть в доме Моего Отца - возможен иной перевод: "Я должен делать дела Моего Отца".

3

1 пятнадцатый год правления - вероятнее всего, это 28 г. Император Тиберий с 11/12 г. правил совместно с Августом, а после смерти Августа в 14 г. - единолично по 37 г. Понтий Пилат*. Ирод - Ирод Антипа*. Филипп - сын Ирода Великого, правивший Итуреей и Трахонитидой с 4 г. до н.э. по 33/34 г. О Лисании почти ничего не известно; Абилена в 37 г. была передана Ироду Агриппе I, а в 53 г. - Ироду Агриппе II. 2 Анна (евр. Хананья или Ханан) был первосвященником с 6 по 15 гг., а его зять Кайафа - с 18 по 37 гг. Даже после своего смещения Анна продолжал быть очень влиятельным, и поэтому евангелист Лука называет его первосвященником. 3 возвратиться к Богу - дословно: "раскаяться". Омыться - омовение*. 12 сборщики податей*. 19 Иродиада*. 22 любимый - см. прим. к Мк 1.11. 23-38 См. прим. к Мф 1.1-15.

4

4 должен жить человек - в некоторых рукописях есть также слова: "но и каждым словом Божьим". 15 синагога*. 17 Развернув свиток - в некоторых рукописях: "Раскрыв книгу". 18 Радостная Весть*. Возвестить Радостную Весть - в некоторых рукописях дальше следует: "исцелить сокрушенных сердцем". 30 Возможен другой перевод: "Но Он ушел, пройдя через толпу". 34 См. прим. к Мк 1.24. 40 См. прим. к Мк 1.32. 44 Иудеи - в некоторых рукописях: "Галилеи".

5

1 Геннисаретское озеро - другое название Галилейского озера, или моря *. 12 проказа*. 17 фарисеи*. Учителя Закона*. 19 поднявшись на крышу дома - см. прим. к Мф 24.17. 24 Сын человеческий*. 33 В некоторых рукописях стих начинается со слов: "Почему ученики..." 34 свадьба - см. прим. к Мф 9.15. 38 Ряд рукописей добавляет слова: "тогда и то, и другое останется в целости".

6

1 в субботу - в некоторых рукописях: "в другую субботу" или "через субботу". Срывали колосья - см. прим. к Мф 12.1. 2 См. прим. к Мф 12.2. 6 сухая рука - см. прим. к Мф 12.10. 7 См. прим. к Мф 12.10. 15 Фома - см. прим. к Мф 10.3. Зелот*.

7

2 центурион*. 10 слугу - в некоторых рукописях: "больного слугу". 11 ученики - в некоторых рукописях: "много Его учеников". 14 гроб - погребальные носилки. 16 пришел на помощь Своему народу - возможен другой перевод: "посетил Свой народ". 20 Тот, кто должен прийти - см. прим. к Мф 11.3. 28 В некоторых рукописях: "нет ни одного пророка во всем роде человеческом больше Иоанна Крестителя". 29 признал правым замысел Божий - возможен иной перевод: "признал правоту или праведность Бога". 36 возлег - см. прим. к Мф 26.20. 39 Прикосновение грешника делало человека ритуально нечистым. 44-46 Так как люди ходили в сандалиях и их ноги покрывались пылью, было принято подавать гостю воды, чтобы он мог вымыть ноги. Хозяин приветствовал гостя поцелуем в щеку. В знак особого уважения голова почетного гостя во время пира умащалась оливковым маслом, смешанным с благовониями.

8

2 Магдалина - родом из города Магдала. 3 Ирод - Ирод Антипа*. 5-6 См. прим. к Мф 13.4-8. 10 загадочным - см. прим. к Мк 4.12. Так что они смотрят... - возможно другое понимание: "чтобы они не видели...". 22 на другой берег - на восточный берег Геннисаретского озера. 26 герасинцев - см. прим. к Мк 5.1. 30 Легион*. 43 она истратила на врачей все свои средства - в ряде рукописей эти слова отсутствуют. 44 См. прим. к Мф 9.20. 45 Петр сказал - в некоторых рукописях: "Петр и бывшие с ним сказали". Ряд рукописей в конце стиха добавляет слова: "а Ты спрашиваешь: "Кто ко Мне прикоснулся?"" 48 спасла - см. прим. к Мф 9.22. 49 больше - в некоторых рукописях это слово отсутствует.

9

5 См. прим. к Мф 10.14. 7 Ирод - Ирод Антипа*. 22 старейшины, старшие священники и учителя Закона* - члены Совета*. 31 Под исходом понимается смерть Иисуса и Его вознесение на небо. 33 как хорошо нам здесь - см. прим. к Мф 17.4. 34 облако - см. прим. к Мф 17.5. 54 и уничтожил их - некоторые рукописи добавляют: "как сделал и Илья". запретил им - в некоторых рукописях дальше следует: "и сказал: "Вы не знаете, какому духу вы принадлежите. Ведь Сын человеческий пришел не погубить жизнь людей, а спасти"".

10

1 семьдесят два - во многих рукописях: "семьдесят". 5 "Мир этому дому!" - традиционное приветствие на Востоке. 9 Царство Бога уже рядом - см. прим. к Мф 3.2. 11 См. прим. к Мф 10.14. 13 Хоразин и Вифсаида, Тир и Сидон - см. прим. к Мф 11.21. В рубище и пепле - см. прим. к Мф 11.21. 17 Семьдесят два - см. прим. к 10.1. 19 Змеи и скорпионы здесь символизируют злых духов. 21 Святой Дух - в некоторых рукописях отсутствует слово "Святой". 22 Некоторые рукописи начинают стих словами: "И повернувшись к ученикам, Он сказал". 32 Левит*. 33 самаритянин*. 34 В древности вино и оливковое масло использовались как лекарства: вином дезинфицировали раны, а масло служило для их смягчения. 35 две серебряные монеты - дословно "два денария". День проживания в гостинице стоил около 1/12 денария. 38 Его приняла - в некоторых рукописях: "приняла Его в свой дом".

11

2 Отец - в ряде рукописей: "Отец наш". Пусть прославится Твое имя - см. прим. к Мф 6.9. Некоторые рукописи также добавляют: "Пусть исполнится и на земле воля Твоя, как на небе". 3 насущный наш хлеб - см. прим. к Мф 6.11. 4 Некоторые рукописи добавляют: "но защити нас от зла". 11 В некоторых рукописях есть также слова: "если сын попросит хлеба, даст ему камень". 15 Вельзевул*. 20 Божьей силой - дословно: "Божьим пальцем". 29 Иона пробыл внутри огромной рыбы три дня и три ночи (Мф 12.40). 31 Царица Юга - см. прим. к Мф 12.42. 32 Ниневия - см. прим. к Мф 12.41. 38 См. прим. к Мф 15.2. 40 Разве не один Творец... - возможно иное понимание: "Неужели человек, вымывший то, что снаружи, не вымыл и то, что внутри?" 51 от крови Авеля до крови Захарии - см. прим. к Мф 23.35.

12

5 геенна*. 25 продлить свою жизнь хоть на час - см. прим. к Мф 6.27. 31 Его Царству - в некоторых рукописях: "Царству Бога". 35 одежды ваши подпоясаны - перед тем как приступить к работе или двинуться в путь, люди подпоясывали длинную одежду, подтыкая ее края под пояс. 39 не допустил бы - в некоторых рукописях: "не спал бы и не допустил бы". 46 люто его наказав - см. прим. к Мф 24.51. 50 В пучину Мне предстоит погрузиться - см. прим. к Мк 10.38.

13

4 башня в Силоаме - одна из башен городской стены Иерусалима недалеко от Силоамского бассейна. 15 Хотя в субботу всякая работа была запрещена, люди все равно ухаживали за скотом. 19 с дерево - в некоторых рукописях: "с большое дерево". 27 ответит - в некоторых рукописях: "ответит: "Говорю вам"". 29 с востока... с юга - см. прим. к Мф 8.11. 31 Ирод - Ирод Антипа*. 32 этому хищнику - дословно: "этой лисе". В отличие от Запада, где лиса символизирует хитрость, на Востоке она - символ порчи и разрушения. 35 Дом - см. прим. к Мф 23.38.

14

5 сын или бык - в некоторых рукописях: "осел или бык". 8-10 Почетными были места на обеденных ложах, расположенных на специальном помосте, менее почетные находились ниже. 23 уговори всех - дословно: "заставь всех". По древним представлениям о вежливости, бедняк не должен был сразу принимать приглашение, но его надо было долго уговаривать и иногда вести как бы силой. 26 но любит Меня не больше - дословно: "и не возненавидит". См. прим. к Мф 6.24. 12-13 Отец обычно оставлял сыновьям их долю наследства после своей смерти. Но даже если он передавал им его при жизни, то все равно имел право на получение доходов с имущества, и поэтому сыновья не могли продавать свое имущество без разрешения отца. В притче отец ведет себя как человек невероятной доброты, кротости и снис- ходительности.

15

16 есть стручки - в некоторых рукописях: "набить брюхо стручками". Имеются в виду стручки рожкового дерева, растущего в Средиземноморье, сладкими бобами которых кормили животных; ими часто питались и бедняки.

16

9 деньги этого неправедного мира - дословно: "богатство (или деньги) неправедности". 16 Закон и Пророки*. Всех побуждают войти в него - возможно иное понимание: "все туда устремляются". 18 См. прим. к Мф 5.32. 19 по-царски - дословно: "в пурпур и виссон". В ткани, окрашенные очень дорогим пурпуром, одевались цари; одежду из виссона - драгоценной тончайшей льняной ткани - носили цари, первосвященники и богачи. 21 куски, брошенные под стол - куски хлеба, которыми гости вытирали руки и затем бросали под стол. 22 на почетное место рядом с Авраамом - дословно: "на лоно Авраама". Быть "на лоне" или "на груди" кого-либо означало возлежать на пиру рядом с обеденным ложем этого человека. 29 Моисей и пророки - то же, что "Закон и Пророки*".

17

3 провинится - в некоторых рукописях: "провинится перед тобой". 6 горчичное зернышко - см. прим. к Мф 13.31. Шелковица - южное дерево из семейства тутовых. 9 Некоторые рукописи добавляют: "не думаю". 12 прокаженные - проказа*. 16 самаритянин*. 21 Ведь Царство Бога уже среди вас - возможны иные переводы: "Ведь Царство Бога внутри вас" и "Ведь Царство Бога внезапно явится среди вас". 23 В некоторых рукописях иной порядок слов: "Вот здесь!" или "Вон там!" (36) В ряде рукописей есть 36 ст. "двое будут в поле - и один будет взят, а другого оставят".

18

8 такую веру на земле - возможен перевод: "веру на земле". 11 так молился - возможен иной перевод: "молился о себе" или "про себя". 12 пощусь - пост*. Десятину со всего, что приобретаю - фарисей платит ее даже с того, что покупает, хотя уплатить ее должен продавец. 32 в руки язычников - см. прим. к Мф 20.19. 37 Назорей*. 38 Сын Давида*.

19

15 сколько те на них заработали - в некоторых рукописях: "кто сколько заработал". 23 банк - буквально: "скамья", т. е. скамья, на которой сидел человек, занимавшийся финансовыми операциями. 31,34 нужен Господу - см. прим. к Мф 21.3. 36 См. прим. к Мф 21.8. 42 к миру - в некоторых рукописях: "к миру твоему". 43 окружат тебя земляными валами - см. прим. к 21.20-24.

20

4-5 от Бога - дословно: "от Неба". 20-22 поймать Его на слове - см. прим. к Мф 22.15-17. 24 денарий*. 27 саддукеи*. 44 См. прим. к Мф 22.45.

21

1 в сокровищницу - см. прим. к Мк 12.41. 4 клали в дар - некоторые рукописи добавляют: "Богу". 5 из каких... камней* 20-24 В 70 г. Иерусалим был осажден римскими войсками; осада длилась полгода и завершилась штурмом и гибелью города. 25 звездах - см. прим. к Мф 24.29.

22

1 праздник Пресных Хлебов*. Пасха*. 8 пасхального ягненка - см. прим. к Мф 26.17. 14 Когда настало время - см. прим. к Мф 26.20. 31 Некоторые рукописи начинают стих словами: "И сказал Господь". 43-44 Эти стихи отсутствуют в большинстве древних рукописей. 59 галилеянин - см. прим. к Мф 26.73. 67 Возможен другой перевод: "Если Ты - Помазанник, скажи нам, - сказали они". 68 не ответите - некоторые рукописи добавляют: "и не отпустите". 70 Это вы говорите, что Я - см. прим. к Мф. 26.64.

23

1 к Пилату - Понтий Пилат*. 7 Ирод - Ирод Антипа*. 15 потому и отослал Его к нам - в некоторых рукописях: "потому что я послал Его к нему". (17) В ряде рукописей имеется стих 17: "А ему и нужно было отпустить одного человека ради праздника". 18 Бар-Абба - см. прим. к Мф 27.16,17. 23 их крики - в ряде рукописей есть также слова: "и крики старших священников". 33 Череп - Голгофа*. 34 Этот стих отсутствует в ряде древних рукописей. 38 надпись - некоторые рукописи добавляют слова: "написанная греческими, латинскими и еврейскими буквами". 42 когда придешь Царем - возможен иной перевод: "когда придешь в Свое Царство". 45 затмилось - в некоторых рукописях: "померкло". 54 Суббота начиналась вечером в пятницу, после захода солнца.

24

12 Этот стих отсутствует в ряде рукописей. 13 верстах в десяти - приблизительно в одиннадцати километрах. 40 Этот стих отсутствует в ряде рукописей. 42 печеной рыбы - некоторые ру- кописи добавляют: "и сотового меда". 44 в Законе Моисея, у Пророков и в Псалмах - Закон и Пророки*. 51 возноситься на небо - эти слова отсутствуют в некоторых рукописях. 52 Они упали перед Ним ниц - эти слова отсутствуют в ряде рукописей. 53 восхваляя (буквально: "благословляя") Бога - в некоторых рукописях: "прославляя и восхваляя Бога". В некоторых рукописях текст заканчивается словом "Аминь".