Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.
Введение
Этот рассказ о жизни Иисуса был написан Лукой, врачом и товарищем Павла по миссионерским путешествиям. Это первая из двух книг Библии, написанных им о том, что совершил Иисус и чему Он учил (вторая книга – Книга деяний святых Апостолов; см. Деян.1,1). Темы этого Евангелия перекликаются с темами книги Деяний. Лука представляет план Божий для всего мира, который берет свое начало еще со времен Адама. Средоточием этого плана является Иисус Христос – Спаситель всего мира, как Иудеев, так и язычников. Рассказывая о жизни Христа, Лука подчеркивает сострадание Иисуса и Его заботу о малых этого мира, а также значение молитвы в жизни Иисуса. Кроме того Евангелие от Луки исполнено радости и хвалы Богу.
Читая эту книгу Библии, мы можем извлечь для себя много практических уроков. (1) Поскольку Иисус – единственный путь к спасению, каждый из нас должен принять Его как своего личного Спасителя и Господа. (2) Ничего великого нельзя сделать для Господа без страстной молитвы и надежды на Святого Духа. (3) Мы должны проявлять такую же глубокую заботу, как и Иисус, о тех, с кем общество обходится несправедливо. (4) Благая Весть о неимоверных благах, которые Бог дает нам во Христе, должна являться причиной глубокой радости для нас. (5) Победа Христа над сатаной и силами тьмы дает надежную основу для победы над грехами в нашей жизни.
Читая Евангелие от Луки
Лука начинает свое благовествование обращением к "достопочтенному Феофилу", надеясь наставить этого человека (возможно, правительственного чиновника) в духе учения об Иисусе. Рассказав историю рождения Иоанна Крестителя и Иисуса, Лука описывает жизнь Иисуса, разделив свой рассказ на три географических блока, события в Галилее (Лк.4,14-9,50); события, произошедшие по пути в Иерусалим (Лк 9,51-19,27); и события последней недели жизни Иисуса, имевшие место в Иерусалиме (Лк 19,28-24,53). Помимо этого по всему Евангелию рассыпаны притчи, чудеса, высказывания Иисуса и другие истории о Нём. Наиболее значительными частями Евангелия являются следующие,
Рождение Иоанна Крестителя (гл.1)
Рождение и детские годы Иисуса (гл.2)
Служение Иоанна Крестителя (гл.3)
Искушение и раннее служение Иисуса (гл.4)
Проповедь Иисуса на ровном месте (гл.6)
Важные речи Иисуса (гл.10-19)
Последний спор Иисуса с Иудеями (гл.20)
Иисус предсказывает будущее (гл.21)
Последние дни Иисуса и Его смерть (гл.22,23)
Воскресение Иисуса и Его явления (гл.24)
Тематическая таблица Евангелия от Луки
ТЕМА
Забота о малых этого мира 7,22
Среди событий земной жизни Иисуса, которые описывает Лука, он особенно выделяет те, которые являют заботу Иисуса об отверженных человеческим обществом и униженных им. Например, в Евангелии от Луки действуют тринадцать женщин, не упомянутых в других Благовествованиях. Лука включает две притчи о женщинах; женщины оказывают деятельную поддержку Иисусу. В этом Благовествовании мы видим особое сострадание Иисуса к бедным и угнетённым людям и читаем слова осуждения, направленные против богачей. Иисус доказал, что Он – Мессия, о котором пророчествовал Исаия (Ис 61,1), Своим служением во имя обездоленных. Его любовь и сочувствие простирались на таких презираемых всеми людей, как мытари и Самаряне. Подобная же забота об отверженных обществом, о бедняках и "недостойных" наших дней должна быть присуща и нам как христианам.
ЗАБОТА О МАЛЫХ ЭТОГО МИРА |
Женщины у Луки |
Притчи о женщинах |
Помощь женщин Иисусу |
Забота о бедных |
Кара, ждущая богатых |
7,22 |
1,23-25;
2,36-38;
7,11-15, 36-50;
8,1-3;
13,10-16;
23,27-31;
24,10 |
15,8-10;
18,1-8 |
8,1-3 |
4,18;
6,20-23;
7,22;
12,33;
14,12-14,21;
16,19-31;
18,22;
21,3 |
6,24-25;
12,16-21;
16,13-15;
18,18-25;
21,1-4 |
Участие к мытарям |
Участие к Самарянам |
Знамения Мессианства |
5,30,31;
7,29-30,34;
15,1-2;
18,9-14;
19,1-10 |
9,51-55;
10,30-37;
17,11-19 |
4,17-21;
7,18-22 |
Молитва 11,1
Лука говорит о молитве больше, чем какой-либо другой автор Евангелий. Он начинает свое Благовествование с молитвы людей и ответа на эту молитву. Перед каждым значительным событием в Своей жизни Иисус молится, при крещении, перед началом Своего служения, перед избранием учеников, перед тем, как раскрыть ученикам страдания, через которые Ему надлежит пройти, перед Преображением, на горе Елеонской, на кресте. Он молился за Своих учеников, за Своих врагов и за Себя. Он научил Своих учеников "Господней молитве" – как мы ее называем – и призывал их молиться. Три притчи Иисуса посвящены молитве. Лука раскрывает нам, что в молитве заключена могущественная сила, и всякий читающий его Благовествование понимает необходимость сделать молитву жизненно важной частью своего христианского служения.
МОЛИТВА |
Молитва в жизни Иисуса |
Молитва за учеников |
Молитва за врагов |
Молитва за Себя |
Поучения о молитве |
11,1 |
3,21;
5,15-16;
6,12;
9,18,28-29;
22,41-44;
23,34,46 |
22,31-32 |
23,34 |
22,41-44 |
6,28;
11,2-10;
18,1-4;
22,40,46 |
План Божий 16,16
Более нежели любой другой автор Евангелий Лука останавливается на безупречном Божьем плане спасения, должном иметь место на арене истории человечества. Этот план начинается с Адама и завершается возвращением Иисуса. Иисус Христос исполнил все ветхозаветные пророчества; Он вводит нас в решающую стадию великого плана Господнего Своей проповедью Царства Небесного, Своей смертью и победоносным воскресением. Иисус вознесся на небеса, однако Благая Весть о Его Царстве продолжает разноситься по свету (см. особенно книгу Деяний). Возвращение Иисуса как судии представляет заключительную стадию Божьего плана. Это время завершения истории. Бог работает над Своим замечательным планом на протяжении истории человечества. Знание этой истины дает нам утешение в каждом дне жизни.
ПЛАН БОЖИЙ |
Происходим в мировой истории |
Первый этап, Закон, пророки, псалмы |
Иисус исполняет Ветхий Завет |
Второй этап, нести Благую Весть об Иисусе |
Возвращение Иисуса |
16,16 |
2,1-2;
3,1,2 |
16,16,29,31;
24,27,44 |
1,1;
4,18-21;
18,31;
22,37;
24,25-27,44-46 |
16,16;
24,47 |
17,30;
21,27-28 |
Спаситель всего мира 19,9
Иисус пришел как спаситель всего мира. Благовествование от Луки – первое, в котором мы встречаем слово "спасение" и "спаситель". Хотя не все будут спасены, спасение уготовано всем раскаявшимся, включая язычников. Именно по этой причине Лука прослеживает родословие Иисуса до Адама, отца рода человеческого, а не до Авраама, отца Иудеев. Сам Иисус возвестил, что Бог обращается ко всем народам, не только к Израилю. Спасение даруется нам милостью через веру в нашего Господа Иисуса Христа.
СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МИРА |
Бог Иисус – Спаситель |
Спасение через Иисуса |
Спасение дано всем |
Родословие от Адама |
19,9 |
1,47;
2,11 |
1,69,71,77;
2,30;
3,6;
19,9 |
2,10-11,30-32;
13,23-30;
15,7,10;
18,26,27 |
3,23-38 |
Радость 24,52
Евангелие от Луки исполнено глубокой радости и хвалы Богу от начала и до конца. В первых двух главах содержатся хвалебные гимны нескольких человек, Марии, Захарии и Симеона. Во многих местах Благовествования люди возвышают голоса, прославляя Господа, особенно исцеленные от различных эмоциональных, физических и духовных болезней. Мы читаем о ликовании на небесах от раскаяния одного грешника и о счастье обрести вновь блудного сына.
Принятие Иисусом Закхея вызывает у последнего огромную радость. Лука призывает нас к радости и прославлению Господа, ибо это должно быть нормой нашей жизни. Каковы бы ни были внешние обстоятельства нашей жизни, мы радуемся нашему спасению.
РАДОСТЬ |
Песнопения |
Люди славят Бога |
Радость после покаяния |
24,52 |
1,46-55,68-79;
2,14,29-32 |
2,20;
5,26;
7,16;
13,13;
17,15;
18,43;
19,37-38;
24,53 |
15,7,10,23,32;
19,6 |
Примечание.
Многие замечают, что места Лк 6,17-49 и Мф 5 – 7 очень близки по содержанию. Однако в отличие от Нагорной проповеди у Матфея у Луки перекликающаяся с ней в основных положениях проповедь произносится Христом на равнине. За годы своего служения Христос не однажды учил людей истинам Царства Божьего и подобные проповеди говорил в различных местах. Лука не повторяет Матфея, а приводит одну из многочисленных проповедей Иисуса.