Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.
Введение
Этот рассказ о жизни Иисуса принадлежит, по общему мнению, Матфею, одному из учеников Иисуса. По-видимому, Матфей первоначально обращался к Иудейской аудитории, поскольку он представляет Иисуса как обетованного Мессию, Который исполнил ветхозаветные пророчества. Он рисует Иисуса как Сына Божьего, Который показал всей Своей жизнью, что у Него власть от Бога, власть, признанная как людьми, так и ангелами. Матфей тщательно пересказывает для тех, кто исповедал Христа и последовал за Ним, все слова Иисуса об истинном ученичестве и о должной пасторской службе в церкви. Он напоминает своим читателям о том, что Иисус – Спаситель всех народов, Который послал Своих последователей с всемирной миссией – нести Благую Весть.
В этом Евангелии можно выделить несколько важных и для нас посланий. (1) Мы можем быть уверены, что Слово Божье истинно, поскольку ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии воплотились в Иисусе. (2) Иисус хочет, чтобы мы приняли Его как Христа, Сына Бога Живого, и следовали Его заповедям в нашей каждодневной жизни. (3) Нагорная проповедь является лучшим изложением того, как нужно служить Богу и любить ближнего. (4) Мы узнаём из Евангелия от Матфея, как мы должны относиться к нашим братьям в церкви и заботиться о них, особенно если они попали в беду. (5) Иисус хочет, чтобы мы рассказали всем нашим друзьям и близким, а также людям во всем мире, Благую Весть о спасении во Имя Его.
Читая Евангелие от Матфея
Это благовествование начинается с родословия Иисуса и истории Его рождения. С третьей главы оно может быть разделено на пять основных частей, каждая из которых рассказывает сначала о том, что делал Иисус, а потом, что Он говорил, каждая часть кончается одинаково (см. 7,28;
11,1;
13,53;
19,1;
26,1). Возможно, Матфей разделил свое Евангелие таким образом, чтобы облегчить его использование при богослужениях в ранней Церкви. Последние три главы описывают историю смерти и Воскресения Иисуса. Наиболее важными частями Благовествования от Матфея являются следующие:
Рождение Иисуса и приход волхвов (гл. 1,2)
Нагорная проповедь (гл. 5-7)
Некоторые чудеса Иисуса (гл. 8,9,
14,15)
Иисус посылает Своих учеников (гл. 10)
Некоторые притчи Иисуса (гл. 13,
18,
20,21,
25)
Исповедание Петра и предсказание Иисусом Своей смерти
(гл.16)
Суд над фарисеями (гл. 23)
Иисус предсказывает будущее (гл. 24)
Страсти Иисусовы и его смерть (гл. 26,27)
Воскресение Иисуса (гл. 28)
Тематическая таблица Евангелия от Матфея
ТЕМА
Исполнение 5,17
Матфей начинает благовествование с родословия Иисуса, начиная с Авраама, отца Иудеев, чтобы подчеркнуть, что Спаситель пришел исполнить Ветхий Завет. Больше, чем любой другой автор Евангелий, он цитирует отдельные места Ветхого Завета, которые Иисус исполнил в Своей жизни, служении и смерти. Христос был Сыном Давидовым и, таким образом, воплотил то, что Бог обетовал в течение столетий. Все это показывает нам, что Божьи откровения в Библии составляют одно неразделимое откровение, начиная от книги Бытия и заканчивая книгой Откровения.
ИСПОЛНЕНИЕ |
Общее положение |
Сын Авраамов |
Сын Давидов |
Ветхий Завет исполнился в Иисусе |
5,17 |
5,17 |
1,1-17 |
1,1;
9,27;
12,23;
15,22;
20,30;
21,9,15;
22,41,42 |
1,22,23;
2,4-5,14-15,17-18,23;
3,1-3;
4,14-16;
8,16,17;
12,15-21;
13,13-15,34,35;
21,4-5,42;
26-31,54-56;
27,9-10 |
Власть 7,29
Матфей рисует Иисуса как обладающего властью. Иисус – это Еммануил, Сын Божий, одно целое с Отцом и Святым Духом. Он – Царь Иудеи, Господь даже великого царя Давида. Ему принадлежит Небесное Царство; ангелы стоят наготове, чтобы услышать любое Его повеление. Люди склоняют колени, чтобы поклониться Ему. Он учит, как обладающий властью, и имеет власть прощать грехи. После Его воскресения вся власть на небесах и на земле была дана Ему. Матфей призывает каждого задать себе вопрос: "Признаю ли я власть Иисуса в моей жизни?" – и ответить на него.
ВЛАСТЬ |
Власть Иисуса |
Иисус – Бог |
Иисус – Сын Божий |
Царь Иудеев |
Господь Давида |
7,29 |
7,28-29;
9,6-8;
28,18 |
1,23;
28,19 |
2,15;
3,17;
14,33;
16,16;
27,54 |
2,2;
27,37 |
21,41-45 |
Ангелы повинуются Ему |
Люди поклоняются Ему |
13,41;
16,27;
24,30-31;
26,53 |
2,11;
8,2;
9,18;
14,33;
15,25;
20,20;
28,9-17 |
Ученичество 10,25
Последователи Иисуса узнают, читая Евангелие от Матфея, об истинном ученичестве. Оно означает духовное развитие учеников с целью достижения нелицемерной праведности, которая превосходит праведность фарисеев и учителей закона. В Нагорной проповеди Иисус описал ученикам Свой идеал. Он желал, чтобы они умели прощать, были честными, искренними, смиренными и отзывчивыми к нуждающимся. Истинные ученики провозглашают, что Иисус – Сын Божий и что только Его должно славить и только Ему должно поклоняться; Он – Господь над всем мирозданием и Спаситель раскаявшихся грешников. Зная о том, что Его учеников ждут жестокие преследования, Иисус призывал их быть стойкими. Современным христианам это Евангелие представляет образец ученичества.
УЧЕНИЧЕСТВО |
Иисус – Господин |
Быть подобным Иисусу |
Иисус наставляет Своих учеников |
Отсутствие лицемерия |
10,25 |
10,24-25;
23,8 |
10,24-25;
11,29;
20,25-28 |
5,1-2;
10,1-5;
11,1;
13,10-11, 36-37;
16,24;
18,1-3;
20,17;
23,1;
24,3-4 |
6,1-18;
23,13-28 |
Дух прощения |
Смирение и служение |
Исповедать Христа |
Преследования |
Творить милостыню |
6,14-15;
18,21-35 |
18,3-4;
20,25-28;
23,12 |
10,32;
16,16 |
5,10-12;
10,17-20,23;
24,9 |
6,1-4;
10,42;
25,31-45 |
Церковь 18,17
Евангелие от Матфея – единственное, в котором можно встретить слово церковь. Несколько притч, которые содержатся только в Благовествовании от Матфея, показывают, что в окружении Иисуса были как истинные ученики, так и ложные. Поскольку Церковь – это община братьев и сестер, Иисус дал особые указания относительно заботы о слабых и нуждающихся ее членах для достижения единства и воспитания умения прощать. Церкви сегодня надо обратить особое внимание на эти принципы пастырской опеки.
ЦЕРКОВЬ |
Христос возводит Свою Церковь |
Церковь как братство |
Истинные и ложные ученики |
Забота о нуждающихся членах |
Работать для достижения гармонии |
18,17 |
16,18-19 |
23,8;
28,10 |
13,24-30,47-50;
22,11-14;
25,1-13 |
18,5-14;
25,34-40 |
5,21-24;
7,1-5;
18,15-17 |
Всемирная миссия 21,43
Матфей предвидит поручение, которое предстоит исполнить Церкви для всего мира, Иисус нес Благую Весть о спасении сначала Иудеям, но именно Он заложил основание того, чтобы люди всех народов пришли и признали Его как Господа. Волхвы с Востока пришли поклониться уже младенцу Иисусу. Иисус не только проповедовал людям в Сирии, Десятиградии и на восточном берегу реки Иордан, не только воздал хвалу твердой вере римского сотника и женщины Хананеянки, но и предсказал время, когда царство будет взято у Иудеев и "дано будет народу, приносящему плоды его". Всемирная миссия (Мф.28,19-20), кульминация этого Евангелия, так же значима для нас сегодня, как для тогдашних учеников Христа: мы должны нести весть о Христе и проповедовать искупление, пока есть хотя один человек на земле, который не слышал о Нем.
ВСЕМИРНАЯ МИССИЯ |
Утверждение Иисуса об Израиле |
Другие народы приходят к Иисусу |
Служение Иисуса не-Иудеям |
Видение поручения для всего мира |
Великое поручение |
21,43 |
10,5-6;
15,24 |
2,1-12;
4,24-25;
8,5-6;
15,22 |
4,24-25;
8,5-13;
15,21-28 |
8,11-12;
21,43;
24,14;
28,19 |
28,19-20 |