Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Первая книга Царств рассказывает о том, как у народа Израиля появились цари во времена Самуила, последнего судьи. Войны Израиля с Филистимлянами и конфликт Саула и Давида показывают, что успех достигается с Божьей помощью, но не человеческими силами. В то же время подчеркивается важность повиновения: Бог помогает тем, кто повинуется Его заповедям, и отходит от того, кто не подчиняется им.

Из этой книги мы можем извлечь несколько практических уроков. (1) Бог никогда не оставляет Свой народ, даже, когда положение очень тяжелое, как это было во времена Илия и его сыновей; Бог дает надежду через рождение Самуила. (2) Бога нельзя заставить служить нашим желаниям; Он помогает тем, кто полностью полагается на Него и ищет Его воли. (3) Даже наше поклонение Богу бессмысленно, если оно не сопровождается послушанием. (4) Внешние проявления ничего не значат для Бога: Он ждет верности сердца. (5) Те, кто впускают ревность в свою жизнь, вредят себе больше, чем они могут повредить людям.

Читая первую книгу Царств

Первая книга Царств повествует о двух главных историях: истории Самуила и истории первого царя Израиля Саула. Эти истории зачастую пересекаются. Книга содержит много широко известных библейских историй, из которых основными являются следующие:

Рождение Самуила (гл.1)
Божье призвание отрока Самуила (гл.3)
Захват и возвращение Филистимлянами ковчега (гл.4-6)
Просьба Израильтян поставить им царя (гл.8)
Саул – первый царь Израиля (гл.9-11)
Самуил упрекает Саула за непослушание (гл.13; 15)
Помазание Давида на царство (гл.16)
Давид и Голиаф (гл.17)
Ревностные попытки Саула убить Давида (гл.19; 23-24; 26)
Дружба Давида с Ионафаном (гл.20)

Тематическая таблица первой книги Царств

ТЕМА


Царь 11,15
Постоянные угрозы Филистимлян показывали необходимость централизованного правительства, которое было бы способно организовать войско для сражений, поэтому Израильтяне просили поставить им царя. Однако их мотивы и намерения были неверными: "как у прочих народов". Самуил торжественно предупредил их об опасности быть подчиненными человеку-царю. Господь рассматривал их просьбу как отказ от Его власти и от Его царствования над ними. Тем не менее Бог допустил это, но дал ясно понять, что царь должен быть орудием Господнего правления, что Бог не позволит Своему народу заменить Его как истинного Царя: цари должны были повиноваться Его повелениям. И в наши дни для нас призыв остается прежним: "Иисус – Господь".
ЦАРЬ Угроза со стороны Филистимлян Бог – истинный Царь Израиля Израиль желает царя Саул избран царем Саул отвергнут как царь Давид избран царем
11,15 4,1-2; 7,7; 13,23; 14,52; 17,1-3; 29,1; 31,1 8,7-8; 10,18-19; 12,12 8; 12,12-15 10,1,20-24; 11,12-15 13,13-14; 15,10,26-28; 18,8; 24,20 16,1-13; 23,17; 24,20


Повиновение 12,14
В первой книге Царств раздается мощный призыв к повиновению. Это ключевая библейская тема, которая проходит красной нитью от Второзакония до четвертой книги Царств. Принцип, применимый ко всем Израильтянам, четко сформулирован (см.
1 Цар.12,14-15): благословен будет тот, кто повинуется повелениям Божьим, бедствия ждут того, кто не повинуется им. Непослушание сыновей Илия не позволило им идти по стопам отца. Сыновья Самуила оказались не лучше. Автор книги детально описывает грехи Саула: нетерпимость, глупые поступки, ревность, преднамеренное убийство, месть, сношения с волшебницей и непозволительные жертвоприношения. Последствия были определенными: Саул и его сыновья потеряли царство. Давид же, напротив, слушался повелений Господа. Он был по сердцу Богу и поэтому был избран и стал следующим царем Израиля. Бог призывает нас к такой же верности и послушанию.
ПОВИНОВЕНИЕ Принцип повиновения Грехи сыновей Илия Грехи сыновей Самуила Нетерпение Саула Резкость Саула Ревность Саула
12,14 12,14-15 2,12-17; 3,11-14; 4,11 8,1-7 13,7-14 14,24-25 18,8-9
Попытки убийства Давида Саулом Саул и волшебница Неугодные жертвы Саула Повиновение Давида
18,10-11,20,22; 19,7-10; 22,6-19; 23,7-8; 24,1-2; 26,1-3; 27,1 28 15,1-33 13,14; 24,3-7,11-13; 26,7-11,23-24


Божья помощь 17,45
Эта книга ясно показывает, что успех приходит только с Божьей помощью, но не достигается человеческими силами. Давид был помазан на царство задолго до того, как он проявил себя как могучий воин. Когда он начал сражаться, он побеждал только именем Господним. То же самое можно сказать о победах Самуила, Саула и Ионафана. Но Господь вовсе не считал Себя обязанным воевать только на стороне Израиля; когда Он отошел от Саула, поражение было неизбежным. Аналогично и в наши дни: мы способны совершать великие деяния лишь во имя Господа Иисуса Христа и Его Духа.
БОЖЬЯ ПОМОЩЬ Самуилу Саулу Ионафану Давиду в поединке с Голиафом Давиду в битве Не помогает непокорным
17,45 7,10-14 11,6-11 14,12-14,23,45 17,34-37,45-50 18,12-14,27-28; 23,1-5; 25,28-29; 30,1-25 4,1-11; 28,16-20; 31,1-7