Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Многие исследователи Библии считают, что Иов жил во времена Авраама, хотя его история была записана значительно позже. В этой книге автор трактует сложнейшую проблему человеческих страданий и боли, т.е. почему и к праведным людям приходит зло. Основной ответ лежит в свободе Божьей: Бог знает, что Он творит, и Он свободен действовать так, как сочтет это необходимым. Мы не можем доказать это, исходя из того, что мы видим вокруг нас, но мы принимаем это верой. Более того, в истории Иова Бог показывает нам, что Его деяния не связаны с принципами правосудия, но основываются на Его благодати – благодати, которая нам дана через Посредника между нами и Богом.

Для всех тех, кто испытывает боль и страдания в своей жизни, книга Иова просто бесценна. Из нее мы извлекаем несколько важнейших уроков. (1) Боль и страдания присущи всем людям, праведным и нечестивым, богатым и бедным, ни один не является исключением. (2) Благочестивые дети Божьи могут испытывать такую мучительную боль, что они зачастую говорят вещи, которых никогда бы не сказали в другом положении. (3) Как бы ни были глубоки наши горести, мы должны отдавать себе отчет в том, что существуют духовные реалии (такие, как разговор Бога и сатаны, описанный в этой книге), которые находятся вне наших знаний и опыта, и что Господь вовсе не обязан открывать все эти вещи нам. (4) Во дни наших огорчений мы никогда не должны забывать, что сатана находится под полным контролем Божьим, он вовсе не свободен делать все, что ему заблагорассудится. (5) Бог всегда верен Своему принципу, что праведность вознаграждается, а злые люди несут кару, хотя это может быть не явно, скрыто до конца времен.

Читая книгу Иова

Книга Иова начинается и заканчивается описанием того, что случилось с Иовом, и включает разговоры Бога и сатаны об Иове. Большая часть книги, однако, посвящена речам четырех его друзей, которые пытаются утешить Иова в его страданиях. Если мы хотим раскрыть послание Божье, заключенное для нас в этой книге, мы должны быть осторожны при анализе этих разговоров, поскольку многое из того, что было сказано, не отражает Божьих принципов, раскрытых в других местах Библии. Мы должны исследовать каждую часть Писания в соотношении со всей Библией. Основные темы этой книги следующие:

Испытание Иова сатаной с позволения Бога (гл.1-2)
Иов проклинает день своего рождения (гл.3)
Диалог Иова с Елифазом, Вилдадом и Софаром (гл.4-28)
Монолог Иова (гл.29-31)
Монолог Елифаза (гл.32-37)
Монолог Господа (гл.38-41)
Раскаяние Иова и в результате – воздаяние Господне большее,
чем потери Иова (гл.42)

Тематическая таблица книги Иова

ТЕМА


Страдание 2,13
Книга Иова описывает страдания человека. Как человек, Иов бежал зла, и Бог считал его праведным и непорочным. Однако в течение буквально нескольких дней Иов потерял свою семью, свои владения и испытал горчайшие телесные муки. Он был отвергнут своей женой и не мог утешиться словами своих друзей. В отчаянии он проклял тот день, когда родился, и дошел даже до высказывания претензий Богу. Он боялся богохульства и просил Господа взять его жизнь до того, как такое случится. Большая часть его речей отражает его мучения. Все это заставляет задуматься, почему праведный, могущественный и справедливый Господь допускает существование таких страданий, тем более у праведников. (Многие христиане терпят страдания в течение всей своей жизни).
СТРАДАНИЯ В семье Иова Физические страдания Иова Желание Иова умереть Мука и боль Иова Добродетель Иова
2,13 1,13-20; 2,9 2,7-8 3; 6,8-10; 10,1,18-22 6,2; 7,3,11; 9,18; 16,2; 19,2-20 1,1,8; 2,9; 6,29; 27,5


Посредник 9,33
Иов выразил желание иметь посредника, т.е. кого-либо, кто мог бы действовать как третейский судья между Богом и человеком. Иов уверен, что Посредник существует и через него осуществляется правосудие и отмщение. Иов предвозвещает Иисуса Христа. "Един и Посредник между Богом и людьми..., предавший Себя для искупления всех" (
1 Тим.2,5-6).
ПОСРЕДНИК Желание Иова иметь Посредника Уверенность Иова в том, что Посредник существует Уверенность Иова в конечном воздаянии
9,33 9,33 16,19-21; 19,25-27 13,18; 14,13-17; 16,19; 19,25-27


Вера 13,15
Красной нитью проходит через эту книгу тема испытания веры: проклянет ли Иов Бога или он будет по-прежнему верить в Него, несмотря на неизбывные и незаслуженные страдания? Одна из основных тем монолога Господа в
гл.38-41 следующая: "Верь Мне, Я могуществен и Я знаю, что Я говорю." С самого начала и вплоть до конца книги, где он раскаивается в минутной слабости и признает абсолютную власть Бога над своей жизнью, Иов показан безгрешным, не допускающим злословия в адрес Бога; он сохраняет стойкость веры и продолжает возлагать все свои надежды на Бога. То, что в этой книге произошло с Иовом, что произошло с Адамом и Евой в книге Бытия и с Христом в Благовествованиях, показывает, насколько сатана любым способом мечтает повлиять на нас, разорвать наш союз с Богом. Мы должны "противостоять ему твердой верой" (1 Пет.5,9).
ВЕРА Испытание веры Иова Вера Иова остается твердой
13,15 1,9-12; 2,4-6,9 1,21; 2,10; 13,15; 19,25-27; 31,24-28; 42,4-6


Свобода Божья 40,3
Основной ответ, который дает Иов на вопрос о справедливости Божьей перед лицом человеческих страданий, заключается в утверждении свободы Божьей. Трое друзей Иова основывают свои сентенции на том, что Бог воздает каждому строго определенным образом: что посеешь, то и пожнешь. Однако принципом "воздаяния по заслугам" можно пользоваться только относительно, его нельзя применять к каждой ситуации, иначе Господь был бы несправедлив, поскольку Иов жил безгрешной жизнью. Причиной страданий человека могут явиться самые разные факторы. В случае с Иовом таким фактором оказался спор между Богом и сатаной. Бог может не раскрывать, почему Он действует так, а не иначе; безусловно, Он неподотчетен человеку. (Только в конце времен в полной мере будет применяться "закон жатвы"!) Для верующего в Новый Завет примером вопиющего нарушения Богом принципа "воздаяния по заслугам" является смерть Иисуса Христа, Который, несмотря на Свою безгреховность и на то, что Он никоим образом не заслуживал кары, был распят на кресте, чтобы мы имели вечную жизнь.
СВОБОДА БОЖЬЯ Бог неподотчетен человеку Друзья Иова: Мы пожинаем то, что сеем Конечное воздаяние
40,3 38,1-39,31; 1; 40,1-41,26 4,8; 5,3-5,11-16; 8,20-22; 11,11-20; 18,5-21; 20,4-29; 34,10-11; 36,6-7 13,18; 14,13-17; 16,19; 19,25-27; 20,4-7; 35,2


Благодать 42,10
Наш Бог – это Бог милосердия; Он не обращается с нами, как мы того заслуживаем, но снисходит к нам в Своей любви и сострадании. В теологических построениях Елифаза, Вилдада и Софара нет места для милосердия, однако Бог выказывает милосердие, например контролируя сатану, который может зайти лишь так далеко, как ему будет позволено Богом. В книге Иова (
40,1-9) Бог пояснил, что, поскольку человек конечен и смертен, спасение может прийти только от Его правой руки, от Его милосердия. Ведь даже благополучие Иова пришло не как возмещение или награда за верность, а как дар: Господь "дал Иову вдвое больше того, что он имел прежде" и "благословил Бог последние дни Иова более чем прежние" (Иов.42,10,12). Все, что мы получаем в жизни, является лишь следствием милосердия Божья, а не результатом наших усилий.
БЛАГОДАТЬ Напомнена Елиуем Проявляется в контроле Господа над сатаной Спасение исходит только от Бога Даяния Иову от Бога
42,10 33,26-30 1,12; 2,6 40,1-9 1,21; 42,10,12