Цитирован из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.


Духовный голод и жажда – Голод и жажда. Втор.8,3

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Ис.30,20; Ис.41,17-18; Ис.55,1-2; Ам.8,11-12; Мф.5,6; Лк.6,21; Ин.4,10-14; Ин.7,37-38; Откр.22,17.


Духовный рост – Рост. 1 Пет.2,2

Иногда слово рост означает определенный естественный процесс, происходящий в природе и у человеческих существ. Иногда это слово говорит о численном росте Царства Божия и Церкви Христовой. Но есть и другое содержание этого понятия – значительно более важное. Верующие, все Тело Церкви, охвачены процессом роста, процессом, при котором каждый человек приближается ко Христу и все больше уподобляется Ему, а Церковь вырастает в Священный Храм. Иисус желает, чтобы корни жизни Его учеников были в Нем: только так можно принести много плодов. Павел предостерегал Коринфян, что отсутствие роста, духовная незрелость проявляются в гнилом плоде ревности и распрей. Послание к Евреям также порицает своих читателей за то, что они остановились в росте и не способны понять глубокие истины Слова Божия. Петр призывает к духовному росту через изучение Слова и становление христианского характера. Павел призывает к этому через углубление веры и проявление любви.

Тематические связи:
Плод Божий
Численный рост Царства и Церкви

Лк.2,52; 1 Пет.2,1-3; 2 Пет.1,5-8; 2 Пет.3,18; 1 Кор.3,1-9; 1 Кор.14,20; Еф.4,12-16; Кол.1,10; Евр.5,12 - 6,1.


Единство в разнообразии – Единство. Еф.4,13

Библия призывает христиан к единству, которое основано на единстве во Христе (см. Во Христе, Флп.3,9). Христос дал нам эту возможность, убрав преграду враждебности между нами и Богом, а также между нами и другими людьми. В Новом Завете нарисована прекрасная картина единства в ранней церкви, в которой молитва, поклонение Господу и принятие решений совершались в полной гармонии среди христиан, подвигнутых к жизни в Господе.

Опираясь на Божий дар единства, христиане обязаны сообща трудиться во имя единства церкви. Это отнюдь не значит, что они должны автоматически, бездумно соглашаться по всем вопросам веры и жизни, но предполагает любовь друг к другу во Христе, заботу сильных о духовном росте слабых, милосердие и служение друг другу без лицеприятия. Достижение единства отвечает насущным нуждам человека быть принятым в семью Божию, принадлежать к ней; оно делает нашу жизнь плодотворной и придает силы нашему свидетельству. Святое Причастие – живое воплощение этого единства.

Разъединение выливается в ссоры, лицеприятие, духовную незрелость, зависть, скрытую озлобленность и недоброжелательство. Бог призывает нас стремиться к единству. Некоторые считают, что это предполагает единство лишь поместной церкви, в то время как другие понимают это, как дух признания и сотрудничества между различными церквами.

Тематические связи:
Вести жизнь, полную любви
Разлад среди Божиих людей
Работать для единства
Единство и гармония среди людей Божиих
Причастие в ранней церкви

Рим.12,4-6; Рим.14,1-8; 1 Кор.7,17-24; 1 Кор.12,4-30; Гал.3,28; Еф.4,11-13.


Единство и гармони среди людей Божиих – Единство. Еф.4,13

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Пс.132,1; Ин.10,16; Ин.17,20-23; 1 Кор.3,3-11; 1 Кор.10,17; 1 Кор.12,13; Еф.2,13-22; Еф.4,3-6.


Женщины – руководители – Женщины. Суд.4,4

В культуре библейских времен женщины находили свое призвание, как правило, через мужчин – отцов, мужей или даже сыновей. Бесплодная женщина стыдилась и тревожилась из-за отсутствия у нее детей. Только от случая к случаю женщины имели независимое служение в роли судьи, пророчицы или диакониссы.

Многие церкви в наши дни дебатируют вопрос о месте женщины.

На одном полюсе находятся те, кто полагает подчиненную, зависимую роль женщины в Библии отражением культурного феномена, который изжил себя в наших условиях. Они выступают за свободу женщин служить в том же качестве, что и мужчины. На другом полюсе те, кто считает, что такие места Библии, как 1 Кор.11,3-16, 1 Кор.14,33-35, 1 Тим.2.11-14, выражают извечную волю Бога, и поэтому женщины не должны играть активной роли в руководстве церкви. Большинство церквей занимают умеренную позицию по этой проблеме, балансируя между названными двумя крайностями.

Тематические связи:
Благословение материнства

Суд.4,4-5; 4 Цар.11,1-3; 4 Цар.22,14-20; Деян.18,26; Рим.16,1-2; Флп.4,2-3.


Жертвенники для жертвоприношений Господу – Жертвенник. Езд.3,2

С ранних времен жертвенники использовались для приношений в жертву животных Господу, хотя некоторые жертвенники были сооружены в память об определенных событиях. Они стали центром богослужения в скинии и затем в храме. На жертвенниках приносились жертвы за грех (см. Жертвоприношение, Лев.1,2) или курился фимиам ( см. Каждение, Откр 5:8).

В новозаветной церкви нет жертвенников для жертвоприношения, так как жертва Иисуса на кресте и пролитие Его Крови исполнило ветхозаветные установления и устранило необходимость в жертвоприношениях. Упоминание о жертвеннике в Евр.13,10, возможно, относится к кресту Христову. Небесный жертвенник в Откр 6:9 и Откр.8,3-5 – это жертвенник для воскурений, который является символом молитв Божиих людей, обращенных к Господу.

Тематические связи:
Искупление кровью
Воскурения Господу
Воскурения как символ
Цель креста Христова

Быт.8,20; Быт.12,7-8; Быт.22,9-13; Быт.35,3-7; Исх.27,1-8; 3 Цар.6,20-22; 3 Цар.18,30-35; 2 Пар.15,8; Езд.3,2-3; Иез.43,13-27; Евр.13,15.


Жертвы, ожидаемые от христиан – Жертва. Лев.1,2

Очень рано жертвоприношения стали основой поклонения Богу в Ветхом Завете. Существовали две основные темы жертвоприношений: (а) для очищения от греха посредством всесожжения, жертва за грех и жертва повинности; (б) для благодарения Бога и демонстрации верности Ему посредством жертвы мирной. Однако жертвоприношения сами по себе были недостаточны, поскольку Бог вместе с тем желал видеть мягкие, кроткие сердца, которые с радостью повинуются Ему.

В Новом Завете подчеркивается, что ветхозаветные жертвы пролития крови в действительности не снимали грех: они лишь указывали на совершенную жертву Иисуса на кресте. Бог все еще хочет наших жертв сегодня – но не убитых животных, которые должны ублажить Его, а жертвы наших жизней, отданных Ему; жизней, наполненных прославлением и исповеданием Его; жизней, богатых добротой к нашему ближнему и, наконец, жизней, в которых мы посвящаем все наши дарования служению Ему.

Тематические связи:
Жертвенники для жертвоприношений Господу
Искупление кровью
Личное исповедание грехов
Праздники Израиля
Смирение заповедано нам
Цель креста Христова

Мф.16,24-25; Лк.14,27; 1 Пет.2,5; Рим.12,1; Флп.4,18; Евр.13,15-16.


Живой Бог – Жизнь. Ин.14,6

Наш Бог – живой Бог. Источник любой жизни – в Нем. Он дал жизнь человеческому роду и поместил в Едеме дерево жизни. Однако Адам и Ева согрешили, и смерть вошла в нашу жизнь: не только физическая смерть, но и всевозможные боли и страдания, присущие тленному, падшему существу. Бог тем не менее предлагает обновленную, наделенную высоким смыслом жизнь всем тем, кто избирает служение Ему.

В Новом Завете Христос, Который и есть жизнь, приносит всем, верою принимающим Его, жизнь и бессмертие. В Нем прямо сейчас и мы можем обрести жизнь "с избытком" (Ин.10,10): те, кто уверовали в Сына Божия, получают вечную жизнь уже здесь на земле, и им дано обетование жизни в непреходящей христианской общине любви и справедливости. Сила Святого Духа, которая воздвигла из мертвых Иисуса, дает нам новую святую жизнь в Боге. Даже когда мы умираем по плоти, мы продолжаем жить во Христе. Мы с уверенностью ждем воскресения, поскольку наши имена записаны в книге жизни.

Тематические связи:
Бог – Создатель человека
Вера в Иисуса
Воскресение тела
Жизнь во Христе
Книга жизни
Последствия человеческого греха
Святой Дух – источник силы
Святой Дух в спасении
Физическая смерть для верующих

Втор.5,26; Нав.3,10; 4 Цар.19,4; Пс.17,47; Пс.41,3; Иер.10,10; Дан.6,26; Ин.5,26; Деян.14,15; 1 Фес.1,9; Евр.10,31.


Жизнь во свете – Свет. 1 Тим.6,16

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Прит.4,18; Ис.42,16; Ин.8,12; Рим.13,12-13; Еф.5,8-14; Кол.1,12-13; 1 Фес.5,5-8.


Жизнь во Христе – Жизнь. Ин.14,6

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Ин.1,4; Ин.3,36; Ин.10,10; Ин.11,25; Деян.3,15; 1 Ин.1,1-2; 1 Ин.5,11-12; Рим.5,17-18; Рим.8,11; 2 Тим.1,10; Евр.7,16.