Цитирован из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.


Авраам как отец многих – Авраам. Быт.22,8

Авраам – человек, которого выбрал Бог для установления завета (см. Завет, Иер.31,31), так что он стал отцом богоизбранного народа. Его жизнь, хотя и была отмечена некоторыми моментами сомнения, слабости и греха, в целом отличается сильной верой в Бога и неуклонным послушанием. Яркий пример этой веры – готовность Авраама в ответ на повеление Бога принести в жертву своего сына Исаака.

Евреи гордятся Авраамом как своим отцом, однако Новый Завет утверждает, что только истинно верующие во Христа являются действительными детьми Авраама. Везде в Новом Завете Авраам представлен как пример стойкой веры, прошедшей испытание в практике жизни.

Тематические связи:
Различные заветы в Библии
Послушная вера Авраама

Быт.12,2; Быт.17,3-6; Быт.18,18; Ис.51,2; Ин.8,39; Деян.7,2-8; Рим.4,11-17; Рим.9,7-9; Гал.3,6-9; Гал.3,29.


Ад как огонь – Ад. 2 Фес.1,9

В аду Бог наказывает тех, кто восставал против Него как в мире людей, так и в мире ангелов. По-скольку в Ветхом Завете древнееврейское слово "шеол" обозначает главным образом место, куда все попадают после смерти (см. Шеол (могила), Пс.15,10), там мы можем найти лишь отдельные упоминания о месте наказания после смерти.

Новый Завет описывает ад как вечное наказание, вечную погибель, вечные муки, вечный огонь, как огненное и серное озеро и тьму, густее которой нет. Одни истолкователи Библии воспринимают этот язык, главным образом, как символическое изображение судьбы тех, кто отверг дар прощения и мира, как место отделения от Господа, как вечную кару (последствие Божия гнева) за грех, заслуживающий воздаяния. Другие же рассматривают ад как место, где буквально полыхает неугасимый огонь вечной кары.

Тематические связи:
Шеол (могила)
Гнев Божий
Бог карает грех
Ад как тьма
Вечное наказание
Христово возвращение как судьи

Втор.32,22; Мф.18,8-9; Мф.25,4-6; Иак.3,6; 2 Пет.3,7; Иуд.1,7; Откр.19,20; Откр.20,14-15.


Ад как тьма – Тьма. Иоил.2,2

Поскольку Бог – это Свет и Его первым деянием при сотворении мира было отделить свет от тьмы, вполне понятно, что тьма стала символом греха и зла. Жить во грехе – означает брести во тьме, и тот, кто живет под влиянием греха, находится в руках сил тьмы. Время суда над Христом и Его распятия было временем правления тьмы.

Однако Христос пришел как Свет мира, чтобы избавить людей от тьмы. Тот, кто верит в Него, должен отвратиться от дел тьмы и стать светом в этом темном мире. Тот же, кто не уверует, встретит судный день как день тьмы и мрака, и, хуже того, он встретит там сам ад как внешнюю, кромешную, тьму. С другой стороны, небеса – это место, где не бывает ночи, место, куда Господь поместит наш свет вечный, где Агнец – это светильник, освещающий новый Иерусалим.

Тематические связи:
Ад как огонь
Бог как свет
Грех как тьма
Христос – Свет мира
Новые небеса и новая земля
Христиане умерли для греха

Ис.8,22; Мф.8,12; Мф.22,13; 2 Пет.2,17; Иуд.1,13.


Алчность – источник других грехов – Алчность. Нав.7,21

Заповедь не быть алчным (жадным) – это одна из Десяти Заповедей, хотя она отличается от остальных тем, что касается внутренних побуждений, а не внешних действий. Ее корни – в гордыне, которая выражается в излишних или неправильно направленных запросах. Желание чего-то, что принадлежит другому, может привести ко многим другим грехам: убийству, прелюбодеянию, воровству и лжи. Павел считал, что эта заповедь делает его грешным более, чем любая другая (Рим.7,7-11).

Бог желает, чтобы мы закрыли дверь перед искушением. Вместо алчности Бог заповедал нам удовлетворяться тем, что мы имеем; верить, что Господь возьмет на Себя заботу о наших нуждах.

Тематические связи:
Уповать на Господа
Бог заботится о своих людях
Удовлетворенность

Быт.27,5; Исх.20,17; 2 Цар.11,1-4; 3 Цар.21,1-16; 4 Цар.5,20-24; Мих.2,1-2; 1 Ин.2,15-16; Рим.7,7-8; 1 Тим.6,10.


Ангелы исполняют волю Божью – Ангел. Евр.1,14

Ангелы – это духовные существа, созданные Богом в начале сотворения мира. Хотя мы знаем только трех из них по именам – Михаила, Гавриила и сатану – Библия упоминает многочисленные чины и подразделения. Сатана – предводитель ангелов зла (см. Сатана, Иов.1,6), в то время как добрые ангелы находятся под властью Бога.

Ангелы, как и человеческие существа, были созданы, чтобы служить Своему Создателю. У них много обязанностей: (а) славить Господа и поклоняться Ему, (б) доставлять послания от Бога людям, (в) обеспечивать всем необходимым Божиих людей, (г) оберегать Божиих людей, (д) исполнять волю Божию и (е) наказывать врагов Божиих, включая сатану. Библия не дает четкого ответа на вопрос об ангелах-хранителях (но см. Мф.18,10 и Деян.12,15).

Тематические связи:
Ангелы оберегают людей Божиих
Ангелы славят Бога
Имена и чины ангелов
Конфликт Бога и сатаны

Исх.23,20; Исх.33,2; 2 Цар.24,15-17; Пс.102,20-21; Зах.1,8-17; Мф.28,2; Лк.1,11-20; Лк.2,9-14; Деян.12,23; Откр.14,6-11; Откр.20,1-3.


Ангелы оберегают людей Божьих – Ангел. Евр.1,14

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Исх.23,20-23; 3 Цар.19,5-8; 4 Цар.6,15-17; Пс.33,8; Пс.90,11-12; Ис.63,9; Дан.6,22; Мф.18,10; Лк.22,43; Деян.27,23-24.


Ангелы славят Бога – Ангел. Евр.1,14

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Неем.9,6; Иов.38,7; Пс.102,20-21; Пс.148,1-2; Лк.2,13-14; Евр.12,22; Откр.5,11-12; Откр.7,11-12; Откр.19,1-8.


Антихрист – 1 Ин.2,18

Это слово может относиться к любому человеку, который противостоит Христу или который выдает себя за Христа. Однако в Библии есть упоминание об одном последнем враге – "антихристе". Некоторые истолковывают маленький рог и царя, который упоен собой, в Дан.7 как символы антихриста. Большинство аналогичным образом рассматривают "беззаконника" в 2 Фес.1 и два зверя в Откр.13.

Для антихриста характерны следующие черты: (а) он находится под контролем сатаны и противостоит Богу, претендуя на положение божества; (б) он извращает истину о Христе, отрицая, что Иисус – Христос; (в) он лжец и обманщик; (г) он проявляет неприкрытое презрение к закону; (д) он пытается поставить мир под контроль политически, экономически и в религиозной сфере.

Хотя некоторые истолкователи предсказывают кульминацию враждебности в личностном противнике, который придет в период великих потрясений, большинство рассматривают антихриста как персонификацию зла, что нельзя идентифицировать с каким-либо народом, учреждением или личностью. Несмотря на дебаты по поводу точных деталей пришествия антихриста, все придерживаются единого мнения о том, что Христос в конечном итоге поразит антихриста и одержит заключительную победу (см. Победа Христа, Откр.11,15).

Тематические связи:
Поражение антихриста
Иисус Христос и Царство Божие

Дан.7,25 Дан.11,21-45 Мф.24,24 2 Фес.2,1-10 1 Ин.4,3 2 Ин.1,7 Откр.13,1-18


Апостол Павел – Апостол. 2 Кор.12,12

Апостол – это "посланник" для исполнения определенной задачи. Иисус называется апостолом, посланным Отцом для исполнения Его воли – умереть на кресте. Иисус, в свою очередь, послал Своих учеников как Своих представителей, чтобы они свидетельствовали о Нем до и после Его воскресения.

Хотя название апостола приписывалось многим людям в ранней церкви, в целом оно означало тех, кто вместе с Христом заложил основания Церкви. Обязанности апостолов состояли в проповедовании, учении и административной деятельности. Быть апостолом означало быть очевидцем воскресшего Христа и иметь поручение от Него, хотя были важны и другие признаки. Апостольство Павла было особым случаем; оно оспаривалось некоторыми людьми в ранней церкви. Он был поставлен непосредственно Христом, и он мог свидетельствовать о воскресении, поскольку его призвал воскресший Христос. Другой выдающейся чертой его апостольского служения являлось его призвание как апостола язычников. Павел настолько высоко оценивал дар апостольства, что подчас заходил весьма далеко с целью доказательства его состоятельности.

Тематические связи:
Основание Церкви
Цель креста Христова
Апостолы посланы Христом
Совершенное послушание Иисуса Своему Отцу

Деян.9,4-6; Деян.14,14; Рим.1,1; Рим.11,13; 1 Кор.9,1-2; 1 Кор.15,9-10; 2 Кор.1,1; Гал.1,1; 1 Тим.2,7.


Апостолы посланы Христом – Апостол. 2 Кор.12,12

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Мф.10,5-10; Мф.28,16-20; Мк.3,14-15; Ин.17,18; Ин.20,21; Деян.22,17-21; 1 Кор.1,17.