Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Автор 2-й Паралипоменон (возможно, Ездра; см.Введение к первой Паралипоменон) продолжает свой рассказ об истории Иудейского народа, начиная с царствования Соломона и до изгнания в Вавилон и возвращения в Ханаан. И снова его целью является воодушевить небольшую группу морально подавленных Иудеев, которые вернулись в обещанную землю. Он уверяет их, что, с точки зрения Божьей, они составляют истинный Израиль, избранный Богом. Он делает упор на непрерывность истории Божьего народа: прошлое продолжается их жизнью в настоящем. Это касается трех особенно важных элементов поклонения Господу в Израиле: храма, музыки и закона. И наконец, он напоминает им один из самых важных Божьих принципов: если они всецело полагаются на Господа, Он обязательно окажет помощь даже в самой безнадежной ситуации и избавит их от грозящих опасностей.

В дополнение к практическим урокам, которые мы извлекли из первой Паралипоменон, мы можем найти в ней еще несколько важных моментов. (1) Когда мы замечаем, как часто были необходимы реформы из-за идолопоклонства Иудейского народа, мы начинаем понимать, как легко можно отойти от Господа. И действительно: если мы не растем в нашей вере, мы постепенно деградируем. (2) Истинный успех в жизни зависит не от того, как много вещей мы приобрели, но от нашей верности Господу и близости к Нему. (3) Одно из наиболее важных качеств, которое Бог хочет видеть в нас, – это смирение.

Читая вторую книгу Паралипоменон

Эта книга является хронологической записью царей Иудеи, начиная с Соломона и далее. Особенность этой книги в том, что она дает полное описание царствований тех, кто были праведны в глазах Бога; нечестивцы удостаиваются лишь краткого комментария. Ниже дается список наиболее значительных царствований:

Соломон и строительство храма (гл.1-9)
Ровоам и разделение царства (гл.10-12)
Авия и его победа над Иеровоамом (гл.13)
Аса и его реформы (гл.14-16)
Иосафат и его чудесная победа над Моавитянами (гл.17; 19-20)
Иоас и восстановление храма (гл.23-24)
Озия и Иудея во дни славы (гл.26)
Езекия и поражение Сеннахирима (гл.29-32)
Иосия и вновь открытый закон (гл.34-35)

Тематическая таблица второй книги Паралипоменон

ТЕМА


Музыка 5,13
Особенно важна при поклонении Богу музыка. Этот аспект почти не упоминается в книгах Царств. Под руководством левитов, которых Давид назначил на роль музыкантов и певцов, музыка сопровождала перенос ковчега в храм, освящение храма, обновление завета, праздничные дни, воцарение и даже победы в сражениях. Песнопения сосредоточивались в основном на теме: "Бог благ, Его любовь вечна." Богу угодно Его прославление в сопровождении музыки.
МУЗЫКА У ковчега Освящение храма Обновление завета Праздничные дни Воца-рение Боевые победы "Бог благ"
5,13 5,12-13 7,3,6 15,14; 29,25-30 30,21; 35,15 23,13 20,18-19, 21-22,27-28 5,13; 7,3,6; 20,21


Храм 7,1
Храм обладает наибольшей важностью для автора второй книги Паралипоменон. Он описывает строительство храма, перенос ковчега, его освящение. Более непосредственно, чем третья книга Царств, эта книга подчеркивает присутствие Господне при освящении храма, во время чего сошел огонь с неба и поглотил всесожжения и жертвы, а слава Господня наполнила дом. Праведные цари Иудеи боролись с идолопоклонством и настаивали на том, что поклоняться Богу должно только во храме. И сегодня истинное поклонение Богу должно сосредоточиваться вокруг Его храма – Иисуса Христа, в Котором пребывает вся слава Божья (см.
Ин.1,14; 2,19-22).
ХРАМ Строительство храма Ковчег перенесен в храм Освящение храма Слава Божья во храме Восстановление и очищение храма
7,1 2-4 5 6-7 5,14; 7,1-3 15,8; 24,4-14; 27,3; 29,3-19; 33,15-16; 34,8-13

Ограбление храма
12,9; 16,2; 25,23-24;
28,21,24-25; 36,18-19


Закон 8,13
Те цари, которые вели народ к истинному поклонению Господу, всегда настаивали на тщательном соблюдении Закона Божьего (см. Закон,
1 Пар.22,12). Буквально каждый из праведных правителей Иудеи исполнял закон Моисея: Соломон, Авия, Аса, Иосафат, Иоас (и Иодай-священник), Амасия, Иоафам, Езекия и Иосия. Пророки Господа часто приходили к царям, чтобы напомнить им о Законе Божьем. Эта книга призывает нас доверяться во всем Богу, повиноваться Ему и Его слову, если мы хотим прожить счастливую, успешную жизнь.
ЗАКОН Соломон Авия Аса Иосафат Иодай Иоас Амасия
8,13 8,11-15 13,5,8,12,18 14,4; 15,12-14 17,6; 19,5-11 23,6-8,18 24,6,9 25,3-4
Иоафам Езекия Иосия Пророки
27,2,6 30,15-20; 31,2-8,20-21 34,29-32; 35,5-14 12,5; 15,1-7; 18,16-27; 21,12-15; 25,14-16; 28,9-11; 36,12


Божье вмешательство 20,17
Как и книги Царств, вторая книга Паралипоменон вскрывает общую связь между грехом Израиля и карой Господней. Однако эта книга показывает также, как Бог использует этот принцип и непосредственно вмешивается в ход событий. С одной стороны, благочестивые цари Иудеи одерживали блестящие победы не в результате своего стратегического мышления, но при посредничестве Господа, потому что они молились о ниспослании им Господом этой поддержки. С другой стороны, когда неверные цари всецело полагались на свое войско или своих военных союзников, они терпели сокрушительные поражения. Определенные грехи царей имели своим результатом вполне определенную кару от Бога: например, царь Озия заболел проказой, когда он вошел в храм Господний для воскурений у жертвенника, что по закону надлежало делать только первосвященнику. Бог призывает нас к смиренному послушанию перед Ним. Он просит нас доверять Ему в нашей повседневной жизни.
БОЖЬЕ ВМЕШАТЕЛЬ-СТВО Общие принципы Бог дает победы Поражение от веры только в человеческие средства Отдельные грехи и их наказание
20,17 7,13-14; 26,6-9; 30,6-9; 36,11-20 13,13-18; 14,9-15; 20,1-26; 32,16-22; 33,12-13 12,1-5; 16,1-9; 28,16-21 16,11-14; 20,35-37; 21,12-15,18-19; 22,5-9; 24,20-25; 25,14-15,20; 33,10-11; 35,20-24


Иудея = Израиль 29,24
Автор второй книги Паралипоменон подчеркивает, что Иудея – это истинный Израиль Божий. Он не касается истории Северного царства, но не упускает возможности описать случаи, когда люди из остальных десяти колен переезжали в Иудею для истинного поклонения Господу в Иерусалиме. После разделения Северного и Южного царств Иудея иногда называлась "всем Израилем". Эта тема предвосхищает новозаветное учение о том, что народ Божий – это не этническая нация, но община людей, которые верят в Иисуса и поклоняются Богу в духе и истине.
ИУДЕЯ = ИЗРАИЛЬ Поклонение Израильтян в Иерусалиме Иудея как весь Израиль
29,24 11,13-17; 15,9; 30,1-13,23-27; 31,6; 34,9; 35,18 21,1; 24,5; 28,19,23; 29,24