Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.
Введение
Мы можем почти с полной уверенностью утверждать, что этот рассказ о жизни Иисуса принадлежит перу Иоанна, любимого ученика Иисуса. Целью Иоанна при написании Евангелия было показать, что Иисус есть Христос и что люди, веруя, имеют жизнь во имя Его (Ин.20,30-31). Для тех, кто уже уверовал во Христа, Иоанн подчеркивал, как сильно они должны любить друг друга. В то же время Иоанн описывает власть и могущество Иисуса. Власть, неизмеримо большую, чем любая другая признанная власть в Иудейском обществе. И наконец, более отчетливо, чем другие авторы Евангелий, Иоанн представляет Иисуса как полное воплощение Бога и как полное воплощение Человека.
Без затруднений мы можем извлечь практические уроки из Евангелия от Иоанна. (1) Иоанн хочет, чтобы мы уверовали, что Иисус это Христос, чтобы наша жизнь вследствие этого стала полной, богатой и свободной. (2) Божья любовь к нам должна служить нам образцом для нашей любви к ближнему своему. (3) Так же, как Иисус исполнял волю Отца Своего, мы должны исполнять в нашей жизни то, что повелевает нам Господь. (4) Никто не обладает такой властью, как Иисус Христос. Чем ближе мы к Нему, тем безусловней наша победа над злом и дьяволом.
Читая Евангелие от Иоанна
Иоанн начинает с пролога из восемнадцати стихов, в котором он говорит, кто есть Христос. С Ин.1,19 до Ин.12,50, используя разговорный стиль, он описывает различные события из жизни Иисуса; большинство этих историй не имеют параллелей в Евангелиях Матфея, Марка и Луки. Следующие пять глав описывают последнюю беседу Иисуса со Своими учениками. Иоанн заключает свое Благовествование рассказом о смерти Иисуса и Его воскресении. Наиболее значительными главами являются следующие:
Иисус и Иоанн Креститель (гл.1)
Разговор Иисуса с Никодимом (гл.3)
Разговор Иисуса с Самарянкой (гл.4)
Насыщение толпы; хлеб жизни (гл.6)
Исцеление Иисусом слепорожденного (гл.9)
Иисус – Пастырь добрый (гл.10)
Воскрешение Иисусом Лазаря (гл.11)
Беседа Иисуса со Своими учениками (гл.14-16)
Последняя молитва Иисуса за Своих учеников (гл.17)
Суд над Иисусом, Его смерть (гл.18,19)
Воскресение Иисуса и Его явления ученикам (гл.20,21)
Тематическая таблица Евангелия от Иоанна
ТЕМА
Иисус = Богочеловек 1,1
Благовествование от Иоанна показывает Иисуса как Богочеловека. Оно начинается и заканчивается утверждением того, что Иисус – Бог. Иисус – Господь, величественный "Я есмь" Исх.3,14 (заметьте: утверждение "Я есмь" проходит через всю книгу). Он – Сын Божий, единое целое с Отцом; Он утверждает равенство с Богом (Ин.10,30). Но в то же время Иисус не то же, что Отец, поскольку Отец более Его (Ин.14,28). Он воплотился в человека, и, как любой человек, Он бывал голоден, страдал от жажды и утомлялся. Он испытывал все человеческие чувства, и, когда Он был пригвожден ко кресту и умер, из Его раны излились кровь и вода. Иисус и для нас Богочеловек и наш Спаситель.
ИИСУС = БОГОЧЕЛОВЕК |
Иисус – Бог |
Иисус – "Я есмь" |
Утверждение: "Я есмь" |
Иисус – единородный Сын Божий |
1,1 |
1,1; 1,18; 10,30; 20,28 |
8,58 |
6,35; 8,12; 9,5; 10,7,9,11,14; 11,25; 14,6; 15,1,5 |
3,16; 10,36; 19,7; 20,31 |
Равный Отцу |
Отец больше Иисуса |
Иисус во плоти |
Иисус – Человек |
Человеческие чувства Иисуса |
5,18; 10,33 |
10,29; 14,28 |
1,14; 6,51-56 |
4,6-8,31; 8,40; 19,5,28,34 |
11,35; 12,27 |
Жизнь 3,16
Иоанн хочет, чтобы его читатели имели жизнь во имя Иисуса. Иисус предложил людям воду жизни, хлеб жизни и свет жизни. Он пришел, чтобы дать людям полную, богатую, счастливую жизнь и покарать тех, кто откажется принять такую жизнь. Мы приходим к Отцу через Иисуса, чтобы получить милосердный дар Божий: вечную жизнь.
ЖИЗНЬ |
Жизнь – в Иисусе |
Вода жизни |
Хлеб жизни |
Свет жизни через веру в Иисуса |
Вечная жизнь |
Полная жизнь |
3,16 |
1,4; 5,26; 11,25; 14,6 |
4,14; 7,37,38 |
6,33,35,48,51,53,54 |
8,12 |
3,15,16,36; 5,24; 6,40,47; 17,2,3; 20,31 |
10,10 |
Власть 10,18
Иисус пришел на эту землю исполнить волю Своего Отца, и Отец дал Ему могущество и власть – власть судить и даровать жизнь вечную. Иисус имел даже власть над Своей собственной жизнью: отдавать ее и снова брать. Его чудеса показали, что Он – Сын Божий. Он не мог быть распят до назначенного срока, и, когда Его час пробил, Он вел Себя как облеченный величественной властью перед теми, кто арестовал Его, и перед Пилатом. Более того, Иисус неизмеримо более велик, чем другие авторитеты, хранимые памятью Иудеев: Авраам, Иаков, Моисей, ангелы, закон, храм, любой царь или пророк и даже Иоанн Креститель. Иоанн призывает нас стать под сень власти Иисуса Христа, Сына Божьего.
ВЛАСТЬ |
Иисус исполняет волю Божью |
Власть Иисуса |
Иисус использует власть |
10,18 |
4,34; 5,30; 6,38; 8,26; 9,4; 10,37-38; 12,49-50; 14,31; 15,10; 17,4 |
5,27; 10,18; 13,3; 17,2 |
7,30,44; 11,43,44; 18,1-9; 19,10-11 |
Иисус больше чем
Авраам |
Иаков |
Моисей |
Ангелы |
Закон |
Храм |
Царь/пророк |
Иоанн |
8,56-58 |
4,11-14 |
6,30-33 |
1,51 |
1,17; 5,8-10 |
2,18-21 |
6,14; 7,40; 18,36-37 |
1,29-31; 3,28-30 |
Любовь 15,9
Самыми яркими красками Иоанн рисует силу любви. Он описывает как любовь Отца к Сыну, и Отца и Сына к миру, так и любовь Сына к Отцу. Величайшим и наиболее драматичным подтверждением этой любви является смерть на кресте: любя Отца и Его творения, Иисус отдал Свою жизнь, чтобы спасти грешников. В свою очередь Иисус ждет любви от Своих учеников, их любви друг к другу, готовности повиноваться Его заповедям. Те, кто не являются Его учениками, не имеют любви Божией в своих сердцах, не любят и не повинуются Сыну, а следовательно любят тьму и грех. Прямой вопрос, обращенный несколько раз к Петру: "Любишь ли Меня?", – предназначен и для нас. Любим ли мы Бога и готовы ли повиноваться Ему?
к Сыну |
к миру |
к нам |
к Отцу |
к нам |
3,35; 5,20; 15,9-10; 17,23-24 |
3,16 |
14,21,23; 16,27; 17,23 |
14,31 |
13,1; 14,21; 15,9-13 |
Любовь к Христу |
Любовь друг к другу |
Любовь и послушание |
Неверующие не любят |
"Любишь ли Меня?" |
14,15,21,23 |
13,34-35; 15,12,17 |
14,15,21,23; 15,10,14; 21,15-17 |
3,19; 5,42; 14,24 |
21,15-17 |
Доверие 20,31
Иоанн описал семь чудесных знамений, которые сотворил Иисус с тем, чтобы мы могли уверовать, что Он Христос, Сын Божий. Иоанн использует слово "уверовать" почти сто раз в своем Благовествовании. Он доказывает нам, что только Господь Иисус достоин нашей полной веры. Святой автор призывает возложить все наши упования, всю нашу веру на Иисуса Христа, Сына Божьего.
ДОВЕРИЕ |
Цель чудес- пробудить веру |
Важность веры в Иисуса |
Предостережение о недостатке веры |
20,31 |
2,11,23; 4,53-54; 7,31; 10,38; 11,41-43; 14,11; 20,30-31 |
1,12; 3,15-18,36; 5,24; 6,29,40; 12,36; 13,19; 14,1; 19,35 |
5,37,38,46,47; 6,36; 8,24-45,46; 10,25-26 |