Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Иеремия пророчествовал в Иерусалиме в последние годы существования Иудейского государства, приблизительно в середине царствования Иосии (4 Цар.22,1 – 23,30). Он видел умножение грехов Иудейского народа и скорбел сердцем. Поскольку он прекрасно знал, что Бог контролирует все в этом мире и не будет терпеть беззакония вечно, Иеремия предсказывал грядущую Божью кару, которая обрушится на Его народ и выразится в разрушении Иерусалима и семидесяти годах изгнания в Вавилон. Безусловно эти пророчества были крайне непопулярны и принесли ему невыразимые страдания. Но Иеремия смотрел гораздо дальше ближайшей перспективы, и поэтому он также нес весть надежды, предсказывая возвращение в обещанную землю после изгнания.

Для нас, как и для Иудейского народа, Иеремия преподает несколько важных уроков. (1) Корни греха гнездятся глубоко в сердце человека, и поэтому его сердцу нужно полное перерождение. (2) Бог терпелив к нашим грехам, но, в конце концов, Его терпению приходит конец и наступает время сурового наказания. (3) Мы можем избежать кары Божьей, если мы искренне покаемся в наших грехах и обратимся к Господу. (4) Последнее слово Бога – это не слово осуждения, это слово милости. В Своей верности Он дает нам обещание о Новом Завете, Новом Договоре. Как бы трудно нам ни было, мы всегда должны возлагать надежду на грядущего Иисуса Христа. (5) Бог контролирует все происходящее и обращает все к нашему благу.

Читая книгу пророка Иеремии

Иеремия – один из наиболее трудных для чтения пророков, его пророчества не имеют хронологического порядка. Главы 2-35 содержат предупреждения и призывы Иеремии к народу Иудеи и завершаются видениями будущего возрождения. Следующие три главы описывают страдания самого пророка. В главах 39-45 книга повествует о падении Иерусалима и заканчивается рядом предсказаний о грядущих карах народов. Через всю книгу проходит историческая тема. Наиболее важными частями книги пророка Иеремии являются следующие:

Призвание Иеремии (гл.1)
Символические действия Иеремии (гл.13; 16; 19; 27; 32; 43)
Израиль как глина горшечника в руках Бога (гл.18-19)
Пророчество о семидесяти годах пленения (гл.25)
История страданий Иеремии (гл.26; 37-38)
Новый Завет (гл.31)
Падение Иерусалима (гл.39; 52)
Предсказание о разрушении Вавилона (гл.50-51)

Тематическая таблица книги пророка Иеремии

ТЕМА


Грех 2,13
Иеремия описал ужасающую реальность греха среди богоизбранного народа. Грех рождается в темных закоулках человеческого сердца и прокрадывается в среду Израильтян многими путями, такими, как идолопоклонство, принесение в жертву детей, социальная несправедливость и лжепророчества. Бесчестие и корысть буйно расцвели во всей земле Иудеи. В этой атмосфере Иеремия продолжает призывать народ свернуть с пути зла и вернуться к Богу: призыв, который звучит и для наших ушей не менее актуально, чем в последние дни Иудеи.
ГРЕХ Коренится в сердце человека Идолопоклонство Приношение в жертву детей Блуд и проституция Социальная несправедливость
2,13 11,8; 16,12; 17,9 2,11-13; 3,6-10; 7,30-31; 10,1-16; 16,10-13; 44,2-3,17-19 7,30,34; 19,5 3,1-5; 5,7-8; 13,26-27 5,26-29; 7,5-6
Лжепророчества Нет честного человека Призыв Иеремии к покаянию
5,30-31; 23,9-40; 27,9-10; 29,30-32 5,1-2; 7,4-8 3,12-14,22; 7,3; 15,19-21; 18,11; 26,13


Кара 6,19
Главным смыслом послания Иеремии к греховной Иудее было предсказание о грядущем суде и каре. Народ придет с севера, полностью опустошит страну и уведет ее людей. Все это будет происходить во времена голода и закончится разрушением Иерусалима и семьюдесятью годами изгнания в Вавилон. Гнев Божий против Своего народа так силен, что Он даже запрещал Иеремии молиться за него. Но кара настигла не только Иудеев, ее приняли и другие народы, такие, как Египтяне, Филистимляне, Моавитяне, Аммонитяне, Едомитяне и Вавилоняне. Бог не может оставить и не оставляет грех ненаказанным. Придет день, когда мы тоже будем давать отчет перед Господом за все наши дела.
КАРА Грядущая кара (с севера) Скорая беда Голод Массовые смерти Разрушение Иерусалима Изгнание в Вавилон
6,19 1,14-16; 4,5-31; 5,14-17; 6,1-26; 10,22; 13,20-27; 25,8-11 6,1-8,19; 7,32-8,3; 19,6 8,13; 14,1-6 9,22; 12,12 19,7-15; 32,28-36; 37,6-10; 39; 52 25,8-11; 27,22
Запрещение Иеремии молиться за них Кара настигнет народы
7,16; 11,14; 14,11 25,12-26; 46-51


Контроль Божий 10,10
Контроль Божий над всеми событиями человеческой истории носит абсолютный характер. В каждой из первых тридцати шести глав Бог использует местоимение “Я” для описания Своих деяний: прошедших, настоящих и будущих. Он – Всемогущий, Вечный Царь. Политические события, происходившие в Иудее, Египте, Вавилоне и других странах являлись в конечном итоге не следствием политических действий, но влиянием Божьим. Навуходоносор, как служитель Божий, исполнял Его план, и поэтому народы должны были подпасть под иго Вавилона. Действительно, руки Божьи контролируют жизнь народов и лепят их, как руки горшечника выделывают кувшины из глины. Эта тема книги пророка Иеремии напоминает нам о том, что Бог контролирует все происходящее.
КОНТРОЛЬ БОЖИЙ Общие принципы Всемогущий Бог Бог – Господь всех народов Навуходоносор – служитель Божий Бог как горшечник
10,10 10,10-16; 51,15-19 32,27; 48,15; 51,57 18,7-10; 25,17-29; 46-51 25,8-9; 27,6-7 18,1-10


Страдание 15,18
Поскольку Иеремия обличал грех и пророчествовал о грядущей каре, его личная жизнь была полна тяжелых страданий и беспощадных преследований. Мужи из его родного города Анафофа пытались убить его, а Иудеи едва не казнили его, когда он пророчествовал о разрушении храма. Он перенес жестокие побои, его бросали в тюрьму и был случай, когда только непосредственное вмешательство Господа спасло его от ареста. Однако еще более мучительными были духовные, внутренние страдания Иеремии. Он стенал от горя и боли, когда видел, что делает Господь, и горько рыдал над предстоящей карой. Страдания пророка Иеремии – это ветхозаветное предсказание будущих страданий Иисуса Христа, Который принял страдания не за Свои грехи, а за грехи других людей.
СТРАДАНИЯ Покушение на жизнь Иеремии Избиение и заключение Внутренняя боль и горе Слезы Иеремии Молитва об отомщении
15,18 11,21; 12,6; 26,1-11 20,1-6; 37,11-16; 38,1-13 4,19; 6,24; 10,19; 15,18; 20,14-18; 23,9 8,21; 9,1,10; 13,17; 14,17; 48,31-32 12,1-3; 15,15; 17,18; 18,19-23; 20,7-12


Надежда 23,5
Иеремия включил послание надежды в свою книгу. Бог не забудет Свой народ: остаток будет пощажен и спасен, после семидесятилетнего изгнания он вновь будет собран. Господь исполнит Свое обещание Давиду, воздвигнув праведную ветвь, и на этот раз Он поставит новый вечный завет. Настолько уверен был Иеремия в Божьем возрождении народа, что в самые мрачные времена истории Иудеи купил землю в Анафофе и запечатал купчую в глиняный сосуд. Последнее слово Божье – это всегда слово надежды, прощения и возрождения.
НАДЕЖДА Иеремия приобретает собственность Возвращение из Вавилонского изгнания Время возрождения Память об обещаниях Давиду Новый Завет
23,5 32,1-15 12,15; 23,1-4; 24,1-7; 30,10,17-22; 31,1-14; 32,37-38 16,14-15; 27,22; 30,1-11,17-22; 31,38-39; 32,42-44; 33,10-11,19-26; 42,10-12 23,5-6; 33,15,17,22 30,8-9; 31,31-34; 32,36-41