Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Книгу Бытия традиционно приписывают Моисею. Эта книга – начало (генезис), которая вводит нас в общий замысел Бога: сотворение мира – грехопадение – искупление. В центре книги – Бог, который сотворил мир, хранит его и управляет всем. Человек, созданный по образу Божию, должен был повиноваться Ему, но впал в грех. Однако любовь Бога к Адаму и Еве и их потомкам была так велика, что, по Своей благодати, Он пообещал им Спасителя и дал им еще одну возможность служить Ему. Впоследствии у Бога были особые отношения с Авраамом и его потомками, освященные заветом; остальная часть Библейской истории – это история Божиих людей завета.

Бытие – это как зеркало, в котором мы можем видеть наши жизни. (1) Мы также заражены грехом. Как Адам и Ева, мы вышли из повиновения Божией воле, как Иаков, мы готовы идти своим собственным путем, хотя, возможно, этим мы причиняем боль своим близким. (2) Однако любящий Бог предлагает нам Свое прощение и милость, точно так же, как он предлагал их нашим прародителям в саду Едема. Он снял наши грехи и нанес поражение силам сатаны, когда послал Своего Сына Иисуса умереть на кресте. Он обещает быть с нами, как Он обещал это Иакову в Вефиле. (3) Так же, как Бог призывал Авраама поверить в рождение ребенка у бесплодной, состарившейся Сарры, Он хочет, чтобы мы поверили в распятого и воскрешенного Христа. (4) Мы можем быть уверены, что Бог оберегает наши жизни. Мы должны верить, что, если даже что-то плохое случается с нами, как это случилось с Иосифом, Бог может и сделает так, что из плохого родится что-то хорошее.

Читая Бытие

Книга Бытия делится на две большие части. Главы 1 – 11 описывают происхождение Вселенной и отношения Бога с человечеством в целом. Главы 12-50 описывают отношения Бога с одной семьей: Авраамом и его потомками. В этой книге содержатся семейные истории Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Главными частями книги являются следующие:

Сотворение мира (гл.1-2)
Адам и его семья (гл.2-4)
Грехопадение (гл.3)
Ной и потоп (гл.6-9)
Вавилонская башня (гл.11)
Жизнь Авраама (гл.12-25)
История Агари и Измаила (гл.16; 21)
Содом и Гоморра (гл.18-19)
Испытание Авраама с жертвоприношением (гл.22)
Жизнь Исаака (гл.21-22; 24-26)
Жизнь Иакова (гл.25; 27-35; 48-49)
Иаков получает благословение вместо Исава (гл.27)
Иаков работает на Лавана (гл.29-30)
Иаков возвращается домой и встречает Исава (гл.31-33)
Иосиф продан в Египет (гл.37)
Иосиф в доме Потифара и в тюрьме (гл.39-40)
Иосиф становится правителем Египта (гл.41)
Иосиф и его братья (гл.42-45; 50)

Тематическая таблица книги Бытия

ТЕМА


Начало 1,1
Бытие (Генезис) – это книга начал. Она описывает начало мира, человечества, зарождение брака, греха, наказания, искусств и ремесел, сущность завета и самих людей завета. Она также начало Благой Вести об искуплении (см.
Быт.3,15 как первое упоминание о Божьем плане искупления). Если мы желаем знать наши истоки, мы должны внимательно изучать эту книгу.
НАЧАЛО Мироздание Человек Грех и кара Брак и семья Искусства и ремесла
1,1 1,1-2,3 2,7-25 3,1-19, 22-24 2,24; 4,1-5,5 4,21-22
Завет Особый народ Благая Весть
2,16-17; 6,18 12 3,15; 12,3


Грех 6,5
Бытие показывает присутствие и реальность греха. В
гл.3 повествуется о том, что человечество впало в грех из-за неповиновения Адама и Евы. За этим грехом последовали многочисленные другие: убийство Авеля его братом Каином, войны, многоженство, хвастливые речи Ламеха, все возрастающая разнузданность людей перед потопом, организованное восстание людей в Вавилоне и развращенность жителей Содома и Гоморры. Грех влек за собой кару Господню: проклятие в саду Едема, потоп, смешение языков в Вавилоне и разрушение городов равнины. Книга Бытия весьма реалистична также в том, что касается грехов святых. Все без исключения святые в этой книге грешили против Бога: Адам и Ева вкусили запрещенные плоды, Ной упился, Аврааму и Исааку не хватало подчас веры в Бога, Иаков лгал, Иосиф горделиво отделял себя от остальной части семьи, а его братья подло поступили с ним. Читая эту книгу, вы поражаетесь могуществу и очевидности греха – у вас открываются глаза, и вы видите грех в своей жизни.
ГРЕХ Адам/Ева Каин Человеческий род Ной Авраам Сарра Содом Исаак
6,5 3,1-7 4 6,1-8; 11,1-9 9,20-27 13,10-18; 20 16,1-4; 18,10-15 18,20-21; 19,1-13 26,1-11
Семья Иакова Иаков
34; 35,22; 37-38 25,27-34; 27; 35,1-5


Завет 17,4
Важным моментом в Бытии является завет Божий. Завет – это соглашение между Богом и людьми, которому Бог полагает начало и поддерживает. Бог поставил завет с Адамом в саду Едема: условием завета было послушание, наградой была жизнь, а карой была смерть. Однако, когда Адам и Ева согрешили, Он не оставил их, но остался верным завету. Бог установил завет с Ноем перед потопом и со всей природой после потопа. Он заключил специальный завет с Авраамом и подтвердил его обрядом обрезания. В этом завете Бог пообещал произвести от Авраама великий народ, дать им землю Ханаанскую и благословить в нем людей всей Земли. Это последнее обетование было исполнено в Иисусе Христе. Бог повторил обетования завета Авраама Исааку и Иакову. Наш Бог завета до сих пор любит нас и верен нам, Он призывает нас поверить в Него, ходить в послушании и принять Его как нашего личного Господа.
ЗАВЕТ Адам Ной Авраам Исаак Иаков
17,4 2,16-17; 3,15 6,9-21; 9,1-17 12,1-3; 15; 17; 22,15-17 26,1-6 28,10-21; 35,1-14


Благодать 25,33
Каждый из нас, оставленный сам по себе, является рабом греха, признаем мы это или нет. Бог приходит к нам на помощь, даруя нам милость. Милость означает, что мы получаем нечто доброе от Бога не из-за своих человеческих качеств, но лишь по Его благосклонности к недостойным людям. Уже в саду Едема Бог дал надежду Адаму и Еве. Бог призвал Авраама стать отцом богоизбранного народа по Своей милости, а не потому, что Авраам заслужил такую честь. Та же милость коснулась бесплодных Сарры, Ревекки и Рахили. В обществе того времени преимущественные права наследства всегда принадлежали старшему, но по Своей милости Бог часто избирал для Своих целей младшего: Исаака, Иакова (см.
Рим.9,7-12), Иуду и Иосифа, Ефрема. Бог не относится к нам, как мы того заслуживаем. Он прощает нас по Своей милости, состраданию и любви. Он вдыхает в нас Свою волю, несмотря на наши недостатки.
БЛАГОДАТЬ Адам/Ева Авраам Сарра Ревекка Рахиль Иаков Иосиф
25,33 3,8-15 12,1-3; 15 21,1-7 25,21-23 30,22-24 25,23; 28,10-22; 30,25-43 41; 50,20;


Бог 28,13
Бог – верховный правитель Вселенной. Он призывает людей поклоняться Ему и не терпит соперников. Он – Создатель всего, Он знает все, Он контролирует исторические события. Автор Бытия доносит до нас многочисленные имена (и атрибуты) Бога; каждое из имен является отражением одной из сторон Его существа или Его отношений с людьми: Он – Бог Беспредельный, Бог Всемогущий, Вечный Бог, Бог, который видит меня, Бог Вефиля, Бог Авраама, Страх Исаака, Всемогущий Иакова, Пастырь, Скала Израиля и даже Господь. Все характеризующее, каков Он есть и как Он может быть узнан, призывает нас вложить всю нашу веру, все наше доверие в Бога Бытия.
БОГ Творец Спаситель Всевышний Всемогущий Бог Авраама Страх Исаака Мощный Иакова
28,13 1-2 3,9-15 14,18,19 17,1; 28,3; 35,11; 43,14 24,12; 26,24 31,42,53 49,24
Удовлетворяет все нужды Направляет историю Судья Господь Пастырь и Скала
16,7-14; 21,8-21; 24 37-50 3,14-19; 7,11-24;19 28,13 49,24