Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Иезекииль был уведен в плен со второй волной иудеев, переселяемых в Вавилон (см. Иер.52,27-30; Иез.1,2-3). В первой половине своего служения он пророчествовал о том, что Иерусалим падет из-за своих грехов против Господа. Но после кары Господней, разрушения Иерусалима и храма, Иезекииль стал проповедовать послание надежды и восстановления. Он ободрял изгнанников в Вавилоне, утешая их тем, что Господь – это Бог всех народов и Его присутствие не ограничено рамками Иудеи. Однако Иезекииль также утверждал, что Бог действует не только через весь народ и для всего народа, но что Он строит Свои отношения и с каждым человеком отдельно, т.е. личную ответственность каждого.

При чтении книги пророка Иезекииля мы извлекаем предупреждения и уроки для нашей повседневной жизни. (1) Бог серьезно относится к грехам, и, если мы упорствуем в своей греховности, Бог неминуемо покарает нас. (2) Бог призывает каждого из нас в отдельности отчитаться за свои грехи. Он предлагает прощение именем Христовым каждому из нас. (3) Бог Библии имеет силы взять нас, мертвых по грехам, и Своим Духом вдохнуть в нас новую жизнь. (4) Бог желает, чтобы весь мир знал, что Он – Господь. Он напоминает нам о нашей обязанности говорить всем окружающим о чудесных деяниях Господних. (5) Последние главы этой книги во многом соотносятся с книгой Откровения. Они укрепляют нашу надежду на возвращение Христа и установление Его царства.

Читая книгу пророка Иезекииля

Эта книга делится в основном на две части. Первые тридцать две главы посвящены главным образом наказанию Божьего народа и языческих народов за их грехи и неповиновение. Последние шестнадцать глав обращаются с посланием надежды и утешения к тем, кто уже перенес Божью кару. Особенно характерными для этой книги являются видения, которые Бог посылал Иезекиилю, а также многочисленные действия пророка, которые символизируют его послания. Красной нитью проходит через всю книгу утверждение Божье: "И узнают, что Я – Господь". Наиболее примечательные части книги следующие:

Призвание Иезекииля (гл. 1-3)
Символические действия Иезекииля (гл.4-5; 12; 21)
Божья слава покидает Иерусалим и затем возвращается (гл.10; 43)
Грехи Иудеи – это блуд и прелюбодеяние (гл.16; 23)
Падение Иерусалима (гл.33)
Несостоятельность пастырей, Господь – Пастырь (гл.34)
Видение поля, полного костей (гл.37)
Битва Гога из земли Магог (гл.38-39)
Видение восстановленного храма и возобновленного богослужения (гл.40-48)

Тематическая таблица книги пророка Иезекииля

ТЕМА


Бог всех народов 1,1
Для Иезекииля, изгнанника в Вавилоне, Господь являлся Богом всего мира. Его рамки не ограничиваются обещанной землей, поскольку в первом видении Иезекииль узрел Бога во всей Его славе в Вавилоне. Бог вовсе не статичен: Иезекииль видел, как слава Божья переходила из святое святых храма на холм за городом, а затем вернулась. Более того, Бог желает, чтобы все народы земли знали Его, и, как лейтмотив, через всю книгу проходит утверждение Божье: "И узнают, что Я – Господь". Бог правит как Господь над всей землей, и в любом месте вселенной мы можем поклонятся Ему.
БОГ ВСЕХ НАРОДОВ Бог в Вавилоне Деятельный Бог “Узнаете, что Я – Господь”
1,1 1,1-3; 3,23 9,3; 10,19; 11,23; 43,1-5 6,7,10,13-14; 13,21,23; 20,20; 25,7,11,17; 26,6; 28,22-26; 29,6,8,16,21


Грех 8,9
Как и многие другие пророки, Иезекииль обличает грехи Божьего народа. Хотя он упоминает многочисленные грехи, свое внимание он сосредоточивает на грехе идолопоклонства. В двух обширных пассажах Иезекииль сравнивает идолопоклонство Иудеи с проституцией и прелюбодеянием. Особенно отвратительным было идолопоклонство прямо во дворе храма. Бог раздосадован, когда Его люди не служат Ему должным образом, хотя именно они должны знать лучше чем кто-либо, что только Господь достоин поклонения.
ГРЕХ Грех в целом Идолопоклонство Идолопоклонство в храме Идолопоклонство как проституция Идолопоклонство как прелюбодеяние
8,9 22 5,9; 6,4-6,13; 11,18,21; 14,1-11; 33,25-29 8 16 23


Личная ответственность 18,4
Иезекииль делает упор на темах греха, кары и возрождения не только в масштабе всего народа, но и для каждой личности, – это ведущая тема книги пророка. В
главе 9 Иезекииль представляет яркую картину опустошения и разрушения из-за человеческого равнодушия к несчастьям других людей и закоснелости во грехе. Когда люди жаловались, что они страдают из-за грехов своих отцов, Иезекииль возражал им, подчеркивая личный грех каждого и кару, которая за этим следует, а также личную праведность и спасение. Израиль не мог уже рассчитывать на спасение благодаря святости таких людей, как Ной, Даниил или Иов. В этом Иезекииль предвосхищает Новый Завет, который утверждает личную ответственность каждого человека за свое решение принять или отвергнуть искупительную жертву Спасителя.
ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Суд над каждым Личное спасение Ответственность Иезекииля перед каждым
18,4 9,4-11; 18,4-13; 20; 24-25 14,12-20; 18,5-9, 14,18,21-23,27-28 3,16-21


Кара 24,21
Грех и идолопоклонство неминуемо приводят к каре Божьей. Когда Иеремия пророчествовал народу в Иудее, Иезекииль пророчествовал изгнанникам в Вавилоне: Иерусалим падет, храм будет осквернен, а оставшиеся в живых люди будут либо убиты, либо уведены в плен. Самые горькие слова он приберег для вождей народа. Иезекииль знал, что кара неминуема, и (см.
Иез.33,21) он получил известия о том, что все его пророчества сбылись. Кроме того, он обратился со словами осуждения к народам Аммона, Едома, Моава, Филистимлян, Тира, Сидона, Египта, а также имел видение кары Господней, обрушившейся на Гога и Магога. Бог обладает верховной властью как Царь царей и Господь господствующих. Все происходящее – в Его могущественных любящих руках.
КАРА Падение Иерусалима Осквернение храма Люди угнаны в плен Кара, постигшая вождей Кара, постигшая народы
24,21 4,16-17; 5,8-9; 7,21; 12,17-20; 14,21; 21,21-22; 24,1-2; 33,21 7,22; 24,21; 25-26 5,12-17; 6,8-10; 7,1-20; 12,10-16; 14,22; 22,17-22 11,1-15; 33,1-16; 34,1-10 25-32; 38-39


Восстановление 36,24
Под натиском ожесточенных врагов Иерусалим пал, и послание Иезекииля наполнилось новым содержанием: надеждой на восстановление. Особенно замечательным было видение поля, полного костей, вслед за которым последовало видение двух сложенных в один жезлов, которые символизировали воссоединение Израиля и Иудеи. Он пророчествовал о грядущем "Рабе Божьем Давиде" – Пастыре Божьего народа, через Которого Бог заключит новый завет мира. Бог даст своему народу новое сердце и новый дух. Последние девять глав книги Иезекииля предсказывают восстановление храма, возобновление богослужений и разделение Святой земли – это главы, которые напоминают нам о грядущем Царствии Божьем, наступления которого мы ожидаем.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ Обещание о возвращении Израиля Обещание о грядущем Сыне Давида Новый завет мира Восстановление храма
36,24 11,16-21; 20,33-44; 28,25-26; 36,8-37,28 34,23-24; 37,24-28 36,25-28 40-43
Возобновление поклонения Новое разделение Святой земли
44; 45,13-46,24 45,1-12; 47,13-48,35