Цитирован из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.


Предупреждение о лжеучителях – Доктрина. Прит.7,2

С начала и до конца Библия содержит различные поучения по таким вопросам, как Бог, мироздание, человеческий род, грех, Христос, спасение, Святой Дух, Церковь и конец времен. В целом все эти поучения известны как христианская доктрина. Отдельные доктринальные вопросы рассматриваются в различных комментариях этой Библии.

Библия настаивает на том, что эти положения должны передаваться из поколения в поколение (см. Воспитание, Пс.77,5), и делает предупреждение о лжеучениях, проповедуемых лжеучителями (см. Лжедоктрина, 1 Тим.1,3). Хотя, несомненно, Библия – это надежное прибежище нашей веры, только она содержит истинное учение, но иногда не просто познать относительно себя известные факты сущности неизменного Бога. Знать Бога – значит одновременно утверждаться в правильных представлениях о Нем и вступать с Ним в правильное общение – общение, которое основывается на нашей вере, нашем безоговорочном повиновении и нашем поклонении Ему.

Тематические связи:
Содержание и цели воспитания
Следовать истинному учению

Мф.5,19; Деян.20,29-31; 2 Пет.2,1-3; 1 Ин.2,24-26; 2 Ин.1,7-11; 2 Фес.2,1-3; 1 Тим.6,3-5; 2 Тим.2,23-26; Тит.1,10-14; Евр.13,9.


Предупреждение о магии, чародействе и волшебстве – Магия, чародейство и волшебство. Ис.47,12

Используя магию, чародейство и волшебство, гадание и изучение звезд (астрологию), люди пытаются открыть будущее или даже повлиять на него. Все эти ритуалы отвергают как деятельность пророков, истинных предсказателей будущего, так и провидение и заботу Божию. В Своем законе Господь предупредил относительно всех форм магии и различного рода "чародейных" манипуляций; те же предупреждения можно прочитать у пророков. Христиане ранней церкви считали, что нельзя совмещать христианство и занятие магией.

Эти предупреждения касаются и интереса современного нам мира к оккультным наукам, чародейству, гороскопам, сатанизму и прочим обольщениям диавола. Библия однозначно утверждает, что нет другой силы или власти в мире, сравнимой с могуществом Божиим. Она призывает нас полностью положиться на Господа и отказаться от всего, что приводит к осуждению и вечной погибели.

Тематические связи:
Бог заботится о Своих людях
Различать истинных и ложных пророков
Пророки предсказывают будущее

Лев.19,26; Лев.20,27; Втор.18,10-12; 2 Пар.33,6; Ис.47,9-15; Иер.27,9-19; Мих.3,5-7; Наум 3,3-4 ; Деян.16,16-18; Деян.19,13-19; Гал.5,19-21; Откр.21,8.


Преследование Иудеями Христа и христиан – Иудеи. Зах.8,23

Название "Иудей", происходящее от имени "Иуда", – это название, данное Богом Своему народу во время изгнания. Оно употреблялось по отношению к любому еврею в любой стране.

В Евангелии от Иоанна оно относится прежде всего к людям, противостоящим Иисусу. В книге Деяний и посланиях Павла его применяют к потомкам Авраама в отличие от язычников или Еллинов, хотя Павел различает местных Иудеев и Иудеев диаспоры. Он считал, что Иудеи должны услышать Благую Весть в первую очередь, и весьма огорчался тем, что многие из них отвергли Иисуса. Однако он верил, что уверовавшие язычники всколыхнут ревность Иудеев.

Похоже, что Господом отводится особая роль Иудеям, хотя существуют самые разные мнения о том, в чем же заключается эта роль. Некоторые утверждают, что Иудеи должны принять Иисуса как Мессию, другие считают, что произойдет массовый приток Иудеев в Церковь в конце истории, третьи полагают, что Тысячелетие явится временем, когда Иисус будет править Иудейским царством из Иерусалима, и что тогда исполнятся многие ветхозаветные пророчества (см. Тысячелетие, Откр.20,2).

Тематические связи:
Авраам как отец многих
Возможные ссылки на Тысячелетие
Спасение возможно для Иудеев и язычников

Ин.5,16; Ин.9,22; Ин.11,49-54; Деян.5,40; Деян.7,54 - 8,3; Деян.14,19; Деян.17,5-9; Деян.21,27-36; 2 Кор.11,24-26; Гал.1,13.


Призыв к молодежи следовать за Господом – Молодежь. Быт.37,2

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Пс.118,9; Еккл.11,9 - 12,1; Плач 3,27; Мф.19,21-22; 1 Ин.2,13-14; Тит.2,6-7.


Призыв к покаянию – Покаяние. Иез.18,30

Покаяние означает сознательную скорбь и раскаяние за прошлый образ жизни, искреннее "Я виноват", высказанное Богу, но это также нечто гораздо большее. Это поворотный момент, переход от старой жизни к новой. Бог требует этой перемены в нас из-за нашего греха. Не будь на то воли и милости Божией, мы бы не вышли из-под власти греха. Те, кто не покается, будут осуждены: простое сожаление о своей греховности не ведет к спасению.

Библия приводит замечательные примеры молитв покаяния, такие, как в Езд.9 и Пс.50. Тем, кто исповедует свои грехи и обращается к Господу с открытым и честным покаянием, Бог обещает прощение и жизнь вечную. Бог ждет покаяния от каждого. Этот призыв исходит от ветхозаветных пророков, Иоанна Крестителя, Иисуса и Его учеников. Это – настоятельный призыв, к которому нельзя быть глухим и сегодня.

Тематические связи:
Грех – это смерть
Бог как судья
Личное исповедание грехов
Что происходит в сердце верующего
Следствия раскаяния
Обязанность нести Благую Весть

4 Цар.17,13; 2 Пар.30,6-9; Иер.15,19; Иез.14,6; Мф.3,1-2; Мк.1,14-15; Мк.6,12; Лк.24,46-47; Деян.2,38-39; Деян.3,19; Деян.17,30; 2 Пет.3,9.


Призыв поклониться Богу – Поклонение. 4 Цар.17,36

В Библии очень часто встречается призыв поклоняться Господу, Тому, Кто действительно достоин поклонения. В Священном Писании Бог призывает людей прославлять Его и служить Ему за то, что Он есть, и за все то, что Он сделал; восхищаться Им, наслаждаться в Нем и выражать свою любовь к Нему, которая переполняет наши сердца.

Бог установил порядок богослужения на горе Синай, но с самого начала истории человечества Он делает упор на то, что любить Его – это самая важная часть поклонения Ему. Пророки подчеркивают, что жертвоприношение само по себе недостаточно, Бог желает смирения сердца. Иисус и Павел учат тому, что истинное поклонение Богу может осуществляться только через Святой Дух.

Христианское поклонение содержит следующие элементы: чтение Писания, проповедь, молитва (см. Молитва, Пс.54,17), песнопения (см. Музыка и песнопения, 2 Пар.7,6), пожертвования (см. Десятина и пожертвования, Лев.27,30), совершение таинств (см. Крещение, Деян.2,38, см. Причастие, 1 Кор.11,20).

Тематические связи:
Жертвенники для жертвоприношений Господу
Пожертвования из наших доходов Богу
Любовь к Богу и Его Сыну
Смирение заповедано нам
Лицемеры в Библии
Читать Писание при богослужении
Проповедовать Слово
Причастие в ранней церкви
Крещение в ранней церкви

Исх.23,25; 4 Цар.17,35-39; Пс.28,2; Пс.95,9; Пс.98,5; Зах.14,16-17; Лк.4,5-8; Откр.19,10; Откр.22,8-9.


Примеры человеческого гнева – Гнев. 2 Пар.34,25

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Быт.4,5-8; Быт.30,2; Исх.11,8; Суд.14,19; 1 Цар.20,30-34; 2 Пар.25,10; Неем.5,6; Ион.4,1; Мф.20,24; Деян.7,54-58; Деян.23,2-3.


Примирение через Христа – Примирение. 2 Кор.5,18

Понятие примирения несет в себе идею возрождения. Оно означает прекращение враждебности и установление мира между противоборствующими сторонами. Поскольку грех привел к тому, что было проклято все мироздание, лишь Господь может начать примирение всего сущего с Ним. Более конкретно: так как мы в результате грехопадения стали врагами Божиими и противостоим Ему, милосердный Господь Сам сделал первые шаги, чтобы примирить нас с Собой через Христа и Его крест. Он желает, чтобы мы несли эту жизнеутверждающую Весть о примирении всюду, куда бы ни забросила нас судьба.

Более того, поскольку Бог желает примирить нас и все мироздание с Собой, Он повелевает нам покончить со всякими конфликтами в церкви и любыми проявлениями враждебности в наших отношениях.

Тематические связи:
Последствия человеческого греха
Божие проклятие
Сдерживать гнев
Работать для единства
Цель креста Христова
Обязанность нести Благую Весть

Рим.5,11; 2 Кор.5,18-20; Еф.2,16; Кол.1,20-22.


Приношение десятины – Десятина и пожертвования. Лев.27,30

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Быт.14,20; Лев.27,30-33; Числ.18,21-24; Втор.12,6; Втор.14,22-27; 2 Пар.31,4-6; Неем.10,37-38; Неем.13,10-12; Мал.3,8-10; Мф.23,23.


Принятие чужеземцев – Пришельцы в Израиле. Втор.24,17

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Исх.12,48-49; Исх.22,21; Лев.19,33-34; Числ.15,14-16; Втор.24,17-21; Втор.31,12-13; Мф.25,35; Еф.2,19.