Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

В этой коротенькой истории, события которой, произошедшие во времена судей, касаются одной частной семьи (см. Руфь 1,1-5), Израильтянам открылось, что Господь – это не их личный Бог, но вселенский Бог, Бог всех народов. Руфь, Моавитянка, была взята в племя Иудино и после ряда событий, направляемых провидением Божьим, стала прабабушкой великого царя Давида.

Читая эту историю, мы убеждаемся в нескольких вещах. (1) Грех был неистов во времена судей, и тем не менее история Руфи нам напоминает, что даже в худшие времена Бог продолжает Свою работу. (2) Бог любит каждого из нас, независимо от расовой или национальной принадлежности; каждого, кто вверяет себя Господу Иисусу Христу, Он принимает, как Свое дитя. (3) Бог придает особое значение семье и хочет, чтобы мы делали все возможное для ее сохранения. (4) Храня святость семьи, мы не одиноки, поскольку Бог заботится о нас и оказывает нам поддержку.

Читая Руфь

Книгу Руфь нужно читать за один раз, поскольку эти четыре коротенькие главы составляют всю историю. Так как события этой книги произошли во времена судей, вы можете перечитать введение к книге Судей. Главные события этой истории:

Руфь решает присоединиться к племени Иуды (гл.1)
Вооз добр к Руфи (гл.2)
Вооз берет в жёны Руфь (гл.4)

Тематическая таблица книги Руфь

ТЕМА


Бог всех народов 1,16
Книга Руфь напоминает нам, что, хотя Бог установил Свой завет только с народом Израиля в Ветхом Завете, Его любовь достигает всех народов. Даже после того как Руфь решила присоединиться к народу Ноемини, она была названа "Моавитянкой" шесть раз, т.е. даже люди из Моава (см.
Втор.23,3) могли стать частью богоизбранного народа. Никто не лишен Божьей любви: "Ибо так возлюбил Бог мир..." (Ин.3,16).
БОГ ВСЕХ НАРОДОВ Руфь – Моавитянка Руфь – прабабушка царя Давида
1,16 1,22; 2,2,6,21; 4,5,10 4,13-22


Семья 2,20
История Руфи иллюстрирует любовь и верность в семье. Руфь любила свою горевавшую свекровь так сильно, что была готова пожертвовать своим будущим счастьем ради Ноемини. Она также чувствовала себя обязанной родить ребенка – наследника имени и состояния семьи – и охотно согласилась с планом, предложенным Ноеминью. Со своей стороны, Ноеминь хотела сохранить фамильное имя и использовала законы из
Втор.25,5-10. Вооз тоже из уважения к Руфи и по долгу семейной верности принял решение взять в жёны Руфь как ее родственник, который выкупает наследство. Хотя все эти обычаи уже давно не существуют, семья продолжает оставаться основным стержнем нашей жизни.
СЕМЬЯ Любовь Руфи к Ноемини Беспокойство об имении семьи
2,20 1,11-18; 2,11; 4,15 3,1-6; 4,3-10,14-15


Провидение 4,14
Книга Руфь имеет своей основной темой провидение Божье, так как Господь направляет все события этой истории. Ноеминь и Вооз признают присутствие Господне во всем происходящем. Старейшины Вифлеема молятся, чтобы Господь пребывал с Воозом в его браке с Руфью, а женщины Вифлеема твердо уверены в этом. Провидение Божье простирается шире границ этой истории, поскольку ребенок Овид, рожденный от Вооза и Руфи, стал дедушкой царя Давида и прародителем Иисуса Христа. Бог в этом случае осуществляет Свой план искупления, пролагая путь от власти греха и вины к свободе новой жизни в Иисусе.
ПРОВИДЕНИЕ Признано Ноеминью Признано Воозом Признано старейшинами Признано женщинами
4,14 1,8-9,13,20-21; 2,20 2,4,12; 3,10 4,11-12 4,14-15