Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.
Введение
Хотя в этой книге не утверждается однозначно, что именно Иеремия и есть рыдающий пророк (см. Страдание, Иер.15,18), Он является наиболее вероятным автором этого плача. Он испытывал нечеловеческие мучения при виде опустошенного Иерусалима и кровавой резни в нем. Ни одна из книг Библии не может сравниться с этой по насыщенности горем и страданием. Тем не менее автор плача не сомневается в справедливости Божьей, даже когда Он усмотрел такие ужасные потрясения для Своего народа. И действительно, Иеремия даже славит Бога за Его верность.
Может показаться трудным, на первый взгляд, извлечь какие-либо уроки из этих пяти глав Плача, однако они, безусловно, есть и содержат некоторые важные и для нас истины. (1) Вполне естественно для нас при виде ужасающих последствий человеческого греха разразиться рыданиями перед лицом Господа. (2) Главной причиной наших страданий должно быть воспоминание о том, что наши грехи сотворили с совершенным Сыном Божьим – Иисусом. (3) Хотя мы начинаем обращение к Богу с плача и стенаний, мы должны заканчивать покаянием, что и делает автор этой книги. (4) Как бы ни были трудны обстоятельства нашей жизни, у нас всегда есть причины славить Господа за Его верность и любовь.
Читая книгу Плач Иеремии
Каждая из пяти глав книги представляет собой отдельный плач (со своей темой), взывающий к состраданию и верности Божьей.
Безутешный Иерусалим (гл.1)
Гнев Божий (гл.2)
Жалобы Иудеи и утешение Божье (гл.3)
Контраст между прошлым и настоящим (гл.4)
Молитва об избавлении (гл.5)
Тематическая таблица книги Плач Иеремии
ТЕМА
Плач 1,16
Среди развалин Иерусалима поэт в горе и страданиях оплакивал ужасающее опустошение, царящее вокруг него. И более того, он оплакивал неимоверное бедствие и боль Богом избранного народа, который прошел через насилия, пытки, рабство и голод, настолько ужасный, что матери поедали собственных детей. Поэт завидует умершим и таким образом избавившимся от мучений. В этом страдании пророка, его душевной боли мы можем узреть отблеск страданий нашего Спасителя, Который понес на себе гнев Господень за грехи человечества.
ПЛАЧ |
Плачущий поэт |
Опустошение Иерусалима |
Разру-шение храма |
Насилие, пытки |
Рабство |
Жестокий голод |
Зависть к мертвым |
1,16 |
1,2,16,20-22;
2,11;
3,1-6,19-20,48-51 |
1,1,4;
2,1-2,8-9;
4,1 |
1,10;
2,6-7 |
5,11-12 |
5,8,13 |
1,11;
2,19-20;
4,3-5,7,10 |
4,9 |
Верность 3,23
Бог простит тех, кто раскается и обратится к Нему, поскольку Он верный Бог, полный любви и сострадания. Поэт выражает полную уверенность в том, что Бог принесет избавление Своему народу и покарает его врагов. Среди плача слышится песнь о верности и негасимой любви Господа. Несмотря на все трудности нашей жизни, мы должны полагаться на Господа и спокойно ждать Его спасения.
Справедливость 4,13
Автор Плача никогда не ставит под сомнение справедливость Божью, ибо он знает, что иудейский народ заслужил страдания. Бог был праведен, карая иудеев за их грехи и бесчестие. Случившееся с Иерусалимом было деянием Божьим, а не какого-либо земного царя или войска. И посреди этих бедствий Господь правил со Своего престола. Даже если мы оказываемся в самых трудных положениях, Господь желает, чтобы мы доверялись Его справедливости и могуществу, чтобы мы, раскаиваясь, обращались к Нему.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ |
Бог праведен |
Господь пребывает вовеки |
Это Божья кара |
4,13 |
1,18 |
5,19 |
1,5,12,17;
2,1-8,17;
3,2-16,37,39;
4,11,16 |