Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Это короткое послание, написанное Иаковом, братом Иисуса (Мф.13,55; Гал.1,19; 2,9), является, возможно, самой ранней новозаветной книгой. В своем послании Иаков подчеркивает важность активной веры, веры, которая выражается в христианском образе жизни. Истинные ученики Иисуса Христа не будут жить в лицемерии, говоря одно, а делая другое.

Послание Иакова является одной из наиболее полезных книг Нового завета и для нашей повседневной жизни. (1) Если наша вера не проявляется в христианских поступках, она бесполезна и мертва. (2) Одна из худших черт, которые могут быть у Церкви, – это предпочтение богатых и пренебрежение бедными. (3) Язык – один из наиболее важных человеческих органов и один из наиболее трудных для контроля и подверженных греху. (4) Бог желает, чтобы мы слушались Его в смирении, полагались на Него во всех наших делах. (5) Господь желает, чтобы мы высказывали наши нужды Ему в молитвах, Он слышит их и отвечает на молитвы веры.

Читая послание Иакова

Иаков не строит свое послание в строгой логической последовательности; он быстро переходит от одного вопроса к другому. Он говорит как человек, исполненный власти, используя более чем пятьдесят прямых повелений в этих коротких пяти главах. Многие из его утверждений и повелений напоминают Нагорную проповедь Иисуса (Мф.5-7). Наиболее выдающимися частями являются следующие:

Борьба с лицеприятием и мертвой верой (гл.2)
Должное употребление языка (гл.3)
Борьба с обольщением богатством и с гордыней (гл.4)
О терпении и молитве (гл.5)

Тематическая таблица послания Иакова

ТЕМА


Христианский образ жизни 1,27
Поскольку истинная вера подразумевает дела, Иаков дает много поучений касательно христианского образа жизни. Он рекомендует христианам контролировать свой язык и предупреждает об опасностях гнева, соперничества и эгоистичных амбиций. Христиане не должны привязываться к богатству или к миру. Им не следует роптать и злословить. Иаков призывает верующих проявлять участие к сиротам и вдовам, к бедным и согрешившим братьям и сестрам. Ученики Иисуса должны выказывать любовь, милосердие, смирение, терпение и честность во всех своих взаимоотношениях. Они должны стремиться к миру. Основополагающими элементами христианского образа жизни являются искренняя молитва и подчинение воле Божией в каждодневной жизни. Путь к жизни, исполненной радости и смысла, указан в послании Иакова.
ХРИСТИАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Управлять языком Предупреждение о неверном образе жизни Предупреждение о прилеплении к земным благам Забота о других Стремление к христианским добродетелям
1,27 3,3-12 1,19-20; 3,14-16; 4,1-3,11; 5,9 1,10-11; 4,1-4; 5,1-6 2,2-7, 15-17; 5,19-20 2,8,13; 3,17-18; 4,10; 5,7-8,12


Лицемерие 3,9
Особенное внимание Иаков обращает на лицемерие (двуличие). Он обращается к людям, которые много просят от Господа, но не просят этого в вере, которые слышат, но не исполняют Слово, которые соблюдают один (второстепенный!) закон и нарушают другой (главный!), которые утверждают, что они верят, но не меняют свою жизнь, которые одним и тем же языком славят Бога и злословят своих близких, которые хотят быть друзьями Бога и мира одновременно. Честный взгляд каждого из нас вглубь себя заметит внутри борьбу с лицемерием. Мы должны внимательно прислушаться к советам Иакова и обновить наши усилия в стремлении к истинной христианской жизни.
ЛИЦЕМЕРИЕ В молитве Не исполнять слова Избирать отдельные законы Вера без дел В применении языка В дружбе с миром
3,9 1,6-8 1,22; 4,17 2,8-11 2,18-22 3,9-12 4,4-6


Вера 5,15
Иаков призывает верующих, вера которых испытывается Господом, исполнять Слово, а не просто слушать Его. Вера, которая подразумевает принятие некиих фактов, недостаточна. Искренняя вера выражается в делах, как в случае с Авраамом и Раав. Сама молитва имеет ценность только тогда, когда она исходит из искреннего верующего сердца. Иаков воодушевляет нас к живой деятельной вере.
ВЕРА Испытания веры Активная вера Знать Бога – недостаточно Примеры из Ветхого Завета Вера и молитва
5,15 1,2-4 1,22; 2,17-20, 26 2,19 2,21-25 1,6; 5,15