Цитирован из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.


Ковчег завета – Исх.37,1

Ковчег завета представлял из себя специальный ящик, сделанный из дерева ситтим (акации) и обложенный золотом; наверху была крышка из чистого золота. Он помещался в святое святых скинии, а затем в святое святых храма. В нем помещались золотой сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший и две скрижали с Десятью Заповедями.

Положение ковчега в центре скинии символизировало Божие присутствие среди народа. Окропление кровью крышки символизировало Божие прощение грехов Его народа через жертвенную кровь. Иисус, совершенный первосвященник, предложил Себя как совершенную и последнюю жертву искупления всех грехов за все времена, таким образом сделав ненужным окропление. Был случай, когда грешные Израильтяне использовали ковчег как магический инструмент во время битвы с целью добиться победы. Однако нельзя манипулировать Богом: битва была проиграна, а ковчег захвачен филистимлянами.

Тематические связи:
Божие присутствие среди нас
Искупление кровью
Где обитает Бог

Исх.25,10-22; Исх.30,6; Исх.37,1-9; Втор.10,1-5; Нав.3,1-17; Нав.6,6-11; 1 Цар.4,3-11; 1 Цар.5,1 - 7,2; 2 Цар.6,1-17; 3 Цар.8,3-9; Евр.9,4-5.


Конфликт Бога и сатаны – Сатана. Иов.1,6

Сатана, древний змей, называемый также диаволом или клеветником, был ангелом в первоначальном творении Божием, но, ведомый гордыней и извращенным желанием стать выше Бога, возглавил мятеж ангелов на небесах, а затем искушал Адама и Еву в саду Едема. Как предводитель царства зла, он продолжает искушать нас, склонять к греху, для чего у него много способов и средств. Самые вероломные и хитрые методы он использовал против Иисуса, Который показал нам пример стойкого повиновения воле Отца.

Но, чтобы склонить нас к поклонению ему и отвернуть нас от лица Божия, сатана при всем желании не может сделать больше позволенного ему Богом. Наше утешение в том, что он всегда под контролем: ему разрешено идти настолько далеко, насколько позволено, его конечная судьба предрешена. Господь предсказал в Едеме поражение сатаны и запечатлел это поражение в кресте Христовом. В нашей битве с сатаной Господь снабжает нас духовным оружием для противостояния ему. Победа над сатаной происходит частично уже в нашей личной жизни и в Тысячелетии, а конечная победа будет одержана при втором пришествии Христа.

Тематические связи:
Лживые умыслы диавола
Последствия человеческого греха
Благая Весть в Ветхом Завете
Бог контролирует зло
Духовное оружие
Возможные ссылки на Тысячелетие
Цель креста Христова
Иисус победил сатану
Христово возвращение как судии
Война для христиан
Духовная победа обеспечена

Иов.1,6-12; Иов.2,1-6; Ис.14,12-15; 2 Пет.2,4; Иуд.1,6; Откр.12,7-9; Откр.20,1-3; Откр.20,7-10.


Конфликт Христа и фарисеев – Фарисеи. Деян.23,6

Библия представляет неоднозначную характеристику фарисеев – иудейского движения толкователей Закона Божия. С одной стороны, Библия рисует их весьма критически, обличая их лицемерие, показную набожность, лишенную глубокого участия и любви к людям. Спасение для них заключалось в совершении добрых дел. Многие из них яростно противостояли Иисусу и преследовали первых христиан.

С другой стороны, выдающиеся фарисеи, такие, как Никодим, Павел и другие, стали последователями Христа. В отличие от саддукеев они верили в воскресение мертвых. Мудрый совет Гамалиила оказал поддержку христианскому движению. Павел никогда не смущался своим фарисейским прошлым.

Тематические связи:
Лицемеры в Библии
Спасение – не от дел
Фарисеи в положительном свете
Преследования Иудеями Христа и христиан

Мф.9,11-13; Мф.12,1-14; Мф.15,1-13; Мф.16,1-12; Мф.22,1-32; Мф.23,13-15; Лк.12,1; Ин.18,2-3.


Крещение в ранней церкви – Крещение. Деян.2,38

Крещение – новозаветный ритуал для чад Божиих, заповеданный Христом. Он совершается во имя Отца, Сына и Святого Духа и символизирует прощение грехов, снятие грехов, перерождение, спасение, смерть во Христе, присоединение к Телу Христа и облечение во Христа.

Некоторые христиане практикуют крещение детей. Они используют как аргументы в пользу крещения детей те места в Новом Завете, где описывается крещение целыми домами с семьей и челядью, основываясь на преемственности ветхозаветного обрезания и крещения и на том доводе, что крещение – это символ Божией милости, а не результат нашей веры. Другие, отмечая, что в книге Деяний исповедание веры предшествует крещению и что Павел выделяет духовный смысл его, а не физическую преемственность завета, учат: крещение могут принимать только верующие. Христиане также различаются по способам совершения крещения: некоторые предпочитают полное погружение в воду, другие же применяют окропление.

Тематические связи:
Что символизирует крещение

Мф.28,19; Деян.2,41; Деян.8,12-13; Деян.8,36-38; Деян.10,47-48; Деян.16,14-15; Деян.16,31-33; Деян.22,14-16; 1 Кор.1,13-17; 1 Кор.12,13; 1 Кор.15,29.


Крещение Святым Духом – Деян.1,5

Первый, кто был крещен Святым Духом, был Иисус (см. Мф.3,16-17; Его крещение в реке Иордан). Иоанн Креститель предсказал, что Иисус положит начало могущественному крещению Святым Духом. В день Пятидесятницы все ученики Иисуса, находившиеся вместе в Иерусалиме, были крещены Святым Духом, и с тех пор всем, принадлежащим Иисусу Христу, дается от Духа (см. Исполненный Святым Духом, Еф.5,18). Павел подчеркивал, что все христиане должны креститься одним Духом.

Христиане в наши дни придерживаются различных мнений о том, происходит ли крещение Святым Духом одновременно с водным или отдельно от водного крещения. Новый Завет разделяет крещение таким образом только в Деян.8,12; 14-17. Однако вне всяких споров и несомненно одно: Дух живого Христа хочет всячески обогатить, придать сил христианам каждого нового поколения и использовать их для служения Богу.

Тематические связи:
Люди, исполненные Духом
Святой Дух и водное крещение

Ис.61,1-3; Иез.36,25-27; Мф.3,11; Лк.3,21-22; Ин.1,32-34; Деян.1,4-5; Деян.2,1-4; Деян.2,37-38; Деян.8,12-17; Деян.10,44-48; Деян.19,1-6; 1 Кор.12,13; Тит.3,5-6.


Кротость Христа и других – Кротость. 2 Кор.10,1

Кротость – качество, близкое смирению и мягкости (см. Смирение, Флп.2,3). Оно означает отнюдь не слабость, но силу. Кроткий человек контролирует себя, он не настаивает на своем, а печется о благе других. Это качество, которое явил Иисус, и Он ждет от нас проявления его. Это качество – один из плодов Духа (см. Плод Духа, Гал.5,22).

Пс.36,11; Прит.15,1; Соф.3,12; Мф.5,5; Мф.11,29; 1 Пет.3,3-4; Гал.5,22-23; Еф.4,2; 1 Фес.2,6-7.


Лев как символ Бога и Его людей – Лев. Быт.49,9

Лев – величественное животное огромной силы и мужества, внушает страх, трепет и уважение. Вполне понятно, что в Библии он стал символом иногда самого диавола и других темных сил, иногда сил Бога и добра.

Народ Израиля, имея Бога на своей стороне, напоминает льва, которого никто не осмеливается затронуть. В более узком смысле племя Иудино, из которого вышел Христос, можно сравнить со смелым львом. И, еще более сужая сравнение, можно сказать, что Христос как победоносный правитель Божий – это Лев из племени Иуды. Его победа, однако, идет путем страданий: Он – закланный Агнец Божий. И последнее: если мы доверяемся Богу, мы получаем храбрость льва и можем противостоять любому врагу Божия мира.

Тематические связи:
Мужество - в нашем Боге
Лев как символ зла
Иисус – Агнец Божий

Числ.24,9; Прит.28,1; Ис.31,4; Иез.19,1-9; Ос.5,14; Ам.3,8; Мих.5,8.


Лев как символ зла – Лев. Быт.49,9

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Пс.7,3; Пс.21,14; Иер.2,15; Иер.4,7; Соф.3,3; 1 Пет.5,8; 2 Тим.4,17.


Лживые умыслы дьявола – Сатана. Иов.1,6

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Быт.3,1-6; Мф.4,1-11; Мф.24,23-24; 2 Кор.2,10-11; 2 Кор.11,13-15; Еф.6,11; 2 Фес.2,9-12; Откр.13,13-14.


Лицемерный поцелуй – Поцелуй. Быт.45,15

Поцелуй был общепринятой формой приветствия в библейские времена. Мужчины, женщины, родственники и друзья целовались при встрече и при расставании. Им часто пользовались в особо эмоциональных ситуациях: в горе, при прощении, оказании чести, уважения. В ранней церкви он стал общеупотребительным приветствием, которое выражало любовь, дружбу, теплый прием. Поцелуй, безусловно, является естественным выражением любви между мужчиной и женщиной.

Поцелуй мог быть лицемерным, когда кто-либо только притворялся, выказывая фальшивую любовь, чтобы получить какую-либо выгоду. Самый отвратительный пример такого поцелуя – это поцелуй Иуды Искариота.

Тематические связи:
Поцелуй как приветствие

2 Цар.15,5-6; 2 Цар.20,9-10; Прит.7,13; Прит.27,6; Мф.26,49.