Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Когда Павел посетил Коринф в конце своего третьего миссионерского путешествия (см. Деян.20,2-3), он написал послание к Римлянам как саморекомендацию христианам Рима, где он надеялся побывать в скором времени (см. Рим 1,13,15,23,24). В послании он разъяснил основы Евангелия. Все человеческие существа погрязли в пучине греха, все осуждены перед лицом Бога. Однако Господь указал нам путь из этого ужасного тупика, послав Своего Сына Иисуса умереть за наши грехи. Своей благодатью Бог признает праведность уверовавших во Христа. Обретя веру, мы должны принять этот Божий дар и начать вести христианский образ жизни. Великая весть о спасении должна быть проповедана повсюду. Поручение для всего мира предназначено как для Иудеев, так и для язычников.

Послание к Римлянам содержит множество практических уроков для христиан. (1) Мы все сражаемся с реальностью греха в нашей жизни, но никто из нас не может обрести жизнь вечную своими делами. (2) Бог показал нам путь для избавления от оков греха, послав Своего Сына Иисуса умереть на кресте. Через веру в Христа мы получаем милосердный дар жизни вечной. (3) Соединяясь с Христом подобием смерти и воскресения (Рим.6,5), с помощью Святого Духа, посланного Богом, мы можем освободиться от власти греха и смерти. (4) Мы как христиане должны выражать благодарность Господу за Его спасительную милость своим служением во всех сферах жизни и любовью к ближним. (5) Мы должны быть особенно заботливы в отношении немощных христиан, относясь к ним с пониманием, терпением и любовью.

Читая послание к Римлянам

Эта книга Библии имеет очень ясную смысловую структуру. После короткого предисловия Павел приступает к первой части (Рим.1,18-3,20), в которой показывает, что все люди грешники. После этого он объясняет, как Христос разрешил проблему греха (Рим.3,21-8,39). Затронув проблему спасения Иудеев (гл.9-11), Павел дает практические рекомендации, как вести христианский образ жизни (Рим.12,1-15; 13). Он заканчивает послание планами будущих путешествий и приветствиями знакомым христианам в Риме. Наиболее значительными главами книги являются следующие:

Язычники и грех (гл.1)
Иудеи и грех (гл.2)
Грех людской и Божий план спасения (гл.3)
Сравнение Адама и Христа (гл.5)
Умереть для греха и быть живым для Бога (гл.6)
Сила Духа в жизни христиан (гл.8)
Место Иудеев в Божьем плане спасения (гл.9-11)
Жизнь церкви (гл.12)
Христианская свобода и отношение к другим христианам (гл.14)

Тематическая таблица послания к Римлянам

ТЕМА


Праведность 1,17
Красной нитью через послание Павла проходит тема праведности. Бог – средоточие праведности; Он дает нам Свою праведность, если мы веруем. Уже ветхозаветный закон и пророки говорят о праведности, полученной через веру: об этом пророчествовали Авраам, Давид, Исаия, Аввакум и Иоиль. Корень спасительной веры лежит в Иисусе Христе, Который Своей смертью и воскресением вознес нас к праведности и жизни. В результате того, что Бог принимает нас праведными, верующие вольны идти путем праведности и святости; их жизнь становится плодотворной, пронизанной благодарностью Богу. Но как может праведный Бог давать праведность неправедным людям? Павел дает следующий ответ: любовь и милость Божьи, проявленные на Голгофе, так велики, что нет такой силы, которая может отвратить нас от них. Мы все можем стать праведными перед лицом Бога, если уверуем в Иисуса Христа как Спасителя и Господа.
ПРАВЕДНОСТЬ Бог праведен Верой мы праведны перед Богом Праведность через веру в Ветхом Завете Средоточие веры – воскресение
1,17 3,5 1,17; 3,21-22, 25-28; 4,5,16; 5,1; 9,30; 10,3 1,17; 4,3, 6-13, 18-22; 10,10,13 4,18-25; 10,9-10
Ведет к правильному образу жизни Ведет к вечной жизни Любовь и милость Божьи
6,18-19; 7,4,6; 14,17 5,18; 6,22-23 5,6-11; 8,35-39; 9,14-18,25


Грех 2,12
Павел говорит о повсеместности греха. Видя Божье откровение в сотворении мира, язычники знали Бога и Его требования, однако восставали против во грехе. Иудеи знали Бога и Его заповеди не только через созерцание Его творения, но и из особого откровения Божьего, известного им из закона Моисея, однако они также жили под властью греха. Корни человеческого греха в грехопадении Адама; грех порабощает каждого из нас и как расплату приносит смерть. Непрощенных грешников поразит гнев Господень, они будут наказаны. Но даже в сердце прощенного чада Божьего грех может явиться причиной ожесточенной борьбы. Читая послание Павла к Римлянам, мы осознаем силу греха в нашей жизни и необходимость спасения.
ГРЕХ Все грешники Со времен Адама Иудеи открывают свой грех Язычники открывают свой грех Грех порабощает
2,12 3,9-18,23 5,12-14 2,12,17-23; 3,19-20; 7,7-11 1,19-23; 2,14-15 6,16-17,20; 7,14,23,25
Гнев Божий от греха Оканчивается смертью Борьба против греха
1,18; 2,5-8; 3,5-6; 4,15 5,12; 6,23; 7,5,13; 8,6,13 7,18-24


Благодать 11,6
Поскольку Павел лично испытал Благодать Божью, когда Господь призвал его к служению Христу, не удивительно, что он начинает и заканчивает свое послание благословением, включающим "благодать". Оправдание (принятие нас Господом) – это дар благодати, а не результат дел человеческих. По благодати Божьей мы обретаем во Христе Иисусе благословения Божьи: прощение, победу над грехом, усыновление Божье, силы жить для Иисуса, жизнь вечную.
БЛАГОДАТЬ Оправдание как дар Оправдание не делами Благодать во Христе Благодать нужна для христианской жизни
11,6 3,24; 4,16; 5,1-2,15-17 3,20,27; 4,1-6; 9,12,32; 11,6 5,15-17,20-21; 6,14; 8,32 6,14-15
Павел испытал благодать Божью "Благодать вам"
1,5; 12,3; 15,15-16 1,7; 16,20


Христианский образ жизни 12,1
Павел дает в своем послании не только доктринальное учение, но и практические рекомендации по христианскому образу жизни. Христиане одерживают победу над грехом, приобщаясь к смерти и воскресению Христа и обретая силу Святого Духа. В заключительной части Послания после перечисления основных принципов христианского образа жизни Павел дает практические советы по специфическим вопросам: правильное использование Божьих даров; рассуждение, как вести жизнь, полную любви; уважение к земным правительствам; использование христианской свободы в духе сострадания и любви. Все эти вопросы жизненно важны для нас и поныне.
ХРИСТИАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Основной принцип Победа над грехом возможна Сила Святого Духа Использовать дары Божьи Жизнь, полная любви Уважение к прави-тельству Христианская свобода
12,1 12,1-2 6,2-7,11; 8,12 8,9-11, 13 12,3-8 12,9-21; 13,8-10 13,1-7 14,1-15,7


Всемирная миссия 15,19
В то время как некоторые книги Библии подчеркивают, что спасение возможно как для язычников, так и для Иудеев, подход Павла ко всемирному поручению отличается тем, что, по мнению апостола, спасение началось с Иудеев; вопреки личному миссионерскому опыту Павла по распространению Благой Вести, которая была отвергнута Иудеями, Павел рассматривает этот вопрос в
гл. 9-11, в которых он объясняет суть Божьего плана. Мессия вышел из Иудейского народа, но большинство Иудеев отвергло Его. После этого Бог обратился к язычникам и предложил им спасение, чтобы заставить ревновать Иудеев. В конце концов полное число язычников обратится, и будет спасен весь Израиль (Рим 11,25-26). Веруя в план Божий, Павел, апостол язычников, энергично проводил свое служение среди язычников и рассчитывал принести Благую Весть в Испанию. Мы не должны забывать, что милосердный дар Божьего спасения предназначен всем в этом мире.
ВСЕМИРНАЯ МИССИЯ Спасение для Иудеев Большинство Иудеев отвергают Христа Спасение для язычников У Иудеев побуждается ревность Окончательное спасение для всех
15,19 1,16; 9,1-5 10,16-21; 11,1-6 1,16; 11,11-13; 15,8-12 11,14-15 11,25-26
Павел – миссионер язычников
1,11-12,15; 15,16,19,24,28