Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Хотя в этой книге не утверждается однозначно, что именно Иеремия и есть рыдающий пророк (см. Страдание, Иер.15,18), Он является наиболее вероятным автором этого плача. Он испытывал нечеловеческие мучения при виде опустошенного Иерусалима и кровавой резни в нем. Ни одна из книг Библии не может сравниться с этой по насыщенности горем и страданием. Тем не менее автор плача не сомневается в справедливости Божьей, даже когда Он усмотрел такие ужасные потрясения для Своего народа. И действительно, Иеремия даже славит Бога за Его верность.

Может показаться трудным, на первый взгляд, извлечь какие-либо уроки из этих пяти глав Плача, однако они, безусловно, есть и содержат некоторые важные и для нас истины. (1) Вполне естественно для нас при виде ужасающих последствий человеческого греха разразиться рыданиями перед лицом Господа. (2) Главной причиной наших страданий должно быть воспоминание о том, что наши грехи сотворили с совершенным Сыном Божьим – Иисусом. (3) Хотя мы начинаем обращение к Богу с плача и стенаний, мы должны заканчивать покаянием, что и делает автор этой книги. (4) Как бы ни были трудны обстоятельства нашей жизни, у нас всегда есть причины славить Господа за Его верность и любовь.

Читая книгу Плач Иеремии

Каждая из пяти глав книги представляет собой отдельный плач (со своей темой), взывающий к состраданию и верности Божьей.

Безутешный Иерусалим (гл.1)
Гнев Божий (гл.2)
Жалобы Иудеи и утешение Божье (гл.3)
Контраст между прошлым и настоящим (гл.4)
Молитва об избавлении (гл.5)

Тематическая таблица книги Плач Иеремии

ТЕМА


Плач 1,16
Среди развалин Иерусалима поэт в горе и страданиях оплакивал ужасающее опустошение, царящее вокруг него. И более того, он оплакивал неимоверное бедствие и боль Богом избранного народа, который прошел через насилия, пытки, рабство и голод, настолько ужасный, что матери поедали собственных детей. Поэт завидует умершим и таким образом избавившимся от мучений. В этом страдании пророка, его душевной боли мы можем узреть отблеск страданий нашего Спасителя, Который понес на себе гнев Господень за грехи человечества.
ПЛАЧ Плачущий поэт Опустошение Иерусалима Разру-шение храма Насилие, пытки Рабство Жестокий голод Зависть к мертвым
1,16 1,2,16,20-22; 2,11; 3,1-6,19-20,48-51 1,1,4; 2,1-2,8-9; 4,1 1,10; 2,6-7 5,11-12 5,8,13 1,11; 2,19-20; 4,3-5,7,10 4,9


Верность 3,23
Бог простит тех, кто раскается и обратится к Нему, поскольку Он верный Бог, полный любви и сострадания. Поэт выражает полную уверенность в том, что Бог принесет избавление Своему народу и покарает его врагов. Среди плача слышится песнь о верности и негасимой любви Господа. Несмотря на все трудности нашей жизни, мы должны полагаться на Господа и спокойно ждать Его спасения.
ВЕРНОСТЬ Бог верен Любовь и сострадание Божьи Уверенность в Боге Суд Божий над врагами Иудеи
3,23 3,23 3,22-23 3,49-50,56-58; 4,22 1,21-22; 3,61-66; 4,21-22


Справедливость 4,13
Автор Плача никогда не ставит под сомнение справедливость Божью, ибо он знает, что иудейский народ заслужил страдания. Бог был праведен, карая иудеев за их грехи и бесчестие. Случившееся с Иерусалимом было деянием Божьим, а не какого-либо земного царя или войска. И посреди этих бедствий Господь правил со Своего престола. Даже если мы оказываемся в самых трудных положениях, Господь желает, чтобы мы доверялись Его справедливости и могуществу, чтобы мы, раскаиваясь, обращались к Нему.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ Бог праведен Господь пребывает вовеки Это Божья кара
4,13 1,18 5,19 1,5,12,17; 2,1-8,17; 3,2-16,37,39; 4,11,16