Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Исаия начал свое служение пророком в год смерти царя Озии (см. 2 Пар.26,21-22, Ис.6,1) и проповедовал в период правления царей Иоафама, Ахаза и Езекии. Историческая часть этой книги, описывающая события периода царствования царя Езекии (Ис.36-39), почти полностью повторяет то, что записано в 4 Цар.18-20. Большую часть своей жизни Исаия провел в Иерусалиме. В это время город Самария был разрушен, а народ Израиля смешался с другими народами. Однако Исаия видел те же грехи и среди народа Иудеи и пророчествовал о грядущей каре, которая его постигнет. Он предвидел грядущее изгнание в Вавилон. Но он также давал надежду людям, предсказывая, что они вернутся в землю обещанную. Другими словами, Исаия был убежден, что Бог, Святой Израиля, избавит их от неволи и пошлет спасение до краев земли.

Книга пророка Исаии содержит мысли, не потерявшие своей актуальности и в наши дни. (1) Размышление над перечнем грехов, за которые Бог покарал Иудею, подводит нас к анализу нашей собственной жизни, к осознанию нашей собственной вины. (2) Мы обретаем мужество и утешение в верности Господней, Который всегда хранит Свои обещания: о сохранении остатка, верного Ему; о Спасителе, Мессии, Который исцелит греховные сердца. (3) Исаия описывает видения Божьего спасения для всех краев земли и призывает нас нести Его послание повсюду. (4) Бог говорит, что наступит новый век, в котором будет править Мессия и где будет совершенный мир и радость для всех обитателей Царства Божьего.

Читая книгу пророка Исаии

В первых тридцати пяти главах Исаия произносит пророчество перед своими современниками относительно актуальных событий, подвергает осуждению Иудеев и другие народы. Главы 36-39 образуют историческую часть книги, в которой повествуется о событиях, происходящих в царствование Езекии. Последние двадцать семь глав посвящены событиям, которые произошли более чем сто лет спустя после смерти Исаии: вавилонский плен и надежда вернуться при царе Кире. Наиболее значительные главы следующие:

Призыв Божий к мятежному народу (гл.1)
Призвание Исаии Богом (гл.6)
Знамение Еммануила (гл.7-8)
Пришествие Сына Давидова, от корня Иессея (гл.9; 11)
Песнь избавления и прославления (гл.12; 25-26)
Утешение для Божьего народа (гл.40; 66)
Обещание избавления (гл.42; 45; 49; 51-52; 59)
Страждущий служитель Господа (гл.53)
Призыв искать Господа (гл.55)
Слава Сиона (гл.60; 62)

Тематическая таблица книги пророка Исаии

ТЕМА


Грех 1,4
Видение Бога во всей Его святости заставляет Исаию жестоко страдать при виде грехов Израиля. Через всю книгу красной нитью проходит детальное описание грехов богоизбранного народа. Он виновен в исполнении пустых религиозных ритуалов, угнетении бедных, идолопоклонстве, эгоистичном образе жизни, бездуховности, пьянстве, в том, что он возлагает надежды на себя или на других людей, а не на Бога. Обличения Исаии весьма актуальны и сегодня, ибо они отражают грехи нашего общества.
ГРЕХ Общее описание Пустые ритуалы Угнетение бедных Идолопоклонство Материализм
1,4 1,2-6,21-27; 5,8-30; 42,18-24; 57,1-13; 59,1-15; 64,1-7 1,10-15; 29,1,13; 66,3 1,17,23; 3,15; 5,23; 10,1-2; 59,9-10 2,6-9; 10,9-11; 44,9-20; 57,3-10; 65,1-7 3,16-23; 5,8; 56,11; 57,17
Пьянство Надежда на человека
5,11-12,22; 28,1; 56,12 2,22; 20,5-6; 30,1-5,12-17; 31,1-3


Надежда 9,7
Своими пророчествами Исаия вселяет надежду. Он никогда не заканчивает свои пророчества на ноте отчаяния, но показывает прекрасные видения славного будущего. Многие из этих видений содержат упоминания о грядущем посланнике Бога, Который принесет избавление: Ветвь, Корень, Князь мира, Царь праведный и Вождь народа, Служитель Господень. Новый Завет относит эти пророчества к Иисусу, Мессии. Фактически Новый Завет цитирует Исаию больше, чем всех других ветхозаветных пророков, вместе взятых. Послания надежды предназначены не только для народа Израиля: они были избраны Богом служить светом для язычников. Видения Исаии заканчиваются обещанием новых небес и новой земли; в радостном предвкушении мы ожидаем исполнения чудного обещания.
НАДЕЖДА Видения славного будущего Ветвь Корень Грядущий Правитель Служитель Господа
9,7 2,1-5; 4,2-6; 9,1-7; 11,1-16; 29,17-24; 30,18-33; 32,15-20; 35,1-10; 41,18-20; 51,1-6,9-11; 61,1-62,12; 66,10-13 4,2; 11,1; 53,2 11,10; 53,2 9,6-7; 32,1; 55,4 52,13-53,12
Надежда для язычников Новые небеса и новая земля
2,2-4; 11,12; 24,15-16; 42,6,10-12; 49,6; 51,4; 52,10; 55,5; 56,1-8 65,17-25; 66,22-23


Искупление 43,1
Бог не покидает Свой народ навсегда. Он – его Бог, и Он освободит его силой Своих рук. Хотя будет спасен только остаток, Господь остается верен Своему обещанию, данному Давиду. Это искупление означает не только физическую свободу для изгнанников, но и освобождение от вины и наказания за грехи. И, осознавая величие милости Божьей, богоизбранный народ прославляет Господа хвалебными песнопениями, воздает Ему благодарение. Мы также желаем восхвалять Господа словом и делом, ибо Он – наш Спаситель.
ИСКУПЛЕНИЕ Общее обещание об искуплении Спасенный остаток Обещание Давиду Возвращение из изгнания Прощение грехов
43,1 1,26-27; 33,2-6,20-22; 40,12-31; 41,4,10,14; 43,1-7; 44,21-22; 48,17; 49,8-13; 52,1-3,7-10; 54,1-8; 59,16-17,20; 62,8-12 1,9; 6,13; 10,20-22; 11,11,16; 37,4,31-32; 65,8-10 9,7; 16,5; 22,22; 37,35; 54,10; 55,3 43,1-7,14-21; 44,24-28; 48,20-21; 49,8-13 1,18; 27,9; 33,24; 40,2; 43,25; 53,4-6,8,10-12; 55,7; 59,20

Песни прославления
12,1-6; 25,1-26,21; 42,10-13; 44,23; 61,10


Бог 54,5
Образ Божий, нарисованный Исаией в его книге, настолько глубок и проникновенен, что его нельзя сравнить ни с каким другим изображением Господа в книгах Ветхого Завета. Чаще всего пророк называет Бога "Господь Саваоф", но иногда он дает Ему титул "Святый Израиля". Святость Божья безупречна, Его чистота и праведность неизмеримо выше, чем у человека. И тем не менее, наш Святой Господь предстает перед нами как Искупитель, Спаситель, Отец и Супруг. Он – Творец всего, Создатель человеческого рода, Царь Израиля, Тот, Кто контролирует ход истории. Исаия упоминает также Дух Божий. Хотя Исаия не представляет в своей книге полностью развитой доктрины Троицы, мы встречаем у него ипостаси Бога – Отца, Искупителя и Духа. Какое счастье называть всемогущего Бога нашим Господом и Отцом!
БОГ Господь Саваоф (Всемогущий) (62 раза) Святой Израиля (25 раз) Трижды свят Искупитель Спаситель Отец
54,5 1,9; 2,12; 9,7; 19,16-20; 47,4; 54,5 1,4; 5,19-24; 10,20; 29,23; 41,16; 47,4; 54,5 6,3 1,27; 29,22; 41,14; 44,6,22-24; 54,5 17,10; 33,22; 43,3; 45,15; 49,26; 60,16 63,16; 64,8
Супруг Творец и Cоздатель Царь Израиля Контролирует историю Дух Божий
54,5 17,7; 40,26-28; 43,1; 45,8-12; 51,13; 54,5 33,22; 41,21; 43,15; 44,6 40,23-24; 41,2-4; 18; 20; 25; 43,14-21; 44,25-28 11,2; 32,15; 44,3; 48,16; 61,1; 63,10-14


Кара 65,6
Из-за своих грехов люди понесут Божью кару. "День Господень" ожидает мятежных, грядет время скорби. Бог использует другие народы как орудие кары, но Он будет судить и эти же народы за их грехи и нечестивость: жителей Ассирии, Вавилона, Филистимлян, Моавитян, Сирийцев, Египтян, Едомитян, жителей Тира, фактически весь род человеческий. Это послание Божье никогда не меняется: грех влечет за собой неизбежную кару Божью.
КАРА Бог грядет как судья Своего народа День Господень Время скорби Суд народов Суд над всей землей
65,6 1,7-9; 3,13-14; 5,25-30; 7,17-25; 64,9-12; 65,1-7 2,12-21; 13,6,9; 22,5-12 3,24-4,1; 29,1-12 10,12-19; 13,1-23,25; 47,1-15 24,1-23; 34,1-4