Читая Евангелие от Марка
Это Евангелие читается, как насыщенная действиями драма. Большая часть Благовествования от Марка – это динамичное описание того, что делал Иисус; иногда он приводит некоторые из Его высказываний. Единственная большая непрерывающаяся речь Иисуса содержится в гл. 13. Начав Евангелие с истории служения Иоанна Крестителя, Марк описывает служение Иисуса в Галилее, затем вне Галилеи и, наконец, путешествие в Иудею и Иерусалим, где Иисус проводит последние дни Своей земной жизни (история, занимающая две пятых части этого Евангелия). Хотя Марк тематически не группирует события, как это делает Матфей, основная тема проходит через несколько глав,
Чудеса Иисуса (гл. 1, 5)
Притчи Иисуса (гл. 4)
Последнее путешествие в Иудею (гл. 11)
Последнее столкновение с первосвященниками Иудеи (гл. 12)
Предсказание будущего (гл. 13)
Последние дни Иисуса (гл. 14,15)
Воскресение (гл. 16)
Тематическая таблица Евангелия от Марка
ТЕМА
Деяния 1,41
Марк рисует Иисуса как человека действия. Иисус был человеком в полном смысле слова, Он бывал голоден, уставал; Он нуждался в человеческом общении; Он испытывал глубокие человеческие чувства, сострадание, удивление, негодование, отчаяние и глубокое горе. Иисус был абсолютно цельным в Своем служении. За исключением гл. 4 и 13, Марк уделяет основное внимание деяниям, а не словам Иисуса. Например, хотя его Евангелие содержит лишь небольшую часть притч, встречаемых у Матфея и Луки, он описывает приблизительно такое же количество чудес. Главной частью служения Иисуса являлась Его смерть на кресте. Он отдал Свою жизнь, чтобы освободить нас от власти греха. Иисус пришел как человек действия, служить нуждам народа и принести Свою жизнь в жертву за нас.
ДЕЯНИЯ | Иисус удовлетворяет человеческие нужды | Человеческие чувства Иисуса | Быстро протекающие события |
1,41 | 4,38; 11,12; 14,33-34 | 1,41; 3,5; 6,6,34; 8,2,12; 10,14; 14,33-34 | 1,12,18,20,23,28-29,42-43; 2,8; 6,45 |
Тайна 4,11
Марк описывает таинственный ореол, окружавший Иисуса в течение всей Его земной жизни. Частично это объясняется тем, что Сам Иисус просил не раскрывать тайну Его личности, а частично тем, что человеческий разум не в состоянии объять Его. Люди недоумевали, кто этот Человек и почему Он действует таким образом. Иудейские вожди также не могли понять Иисуса и составили заговор с целью убить Его. Иисус раскрыл тайны о Себе Своим ученикам, но и они не поняли в полной мере сокровенную суть Его земной миссии. Лишь рассматривая в совокупности жизнь Иисуса, Его смерть и воскресение, мы начинаем понимать, что Он – Сын Божий, Который пришел "отдать Свою душу для искупления многих" (10,45). И поэтому именно Христос должен занять первое и главное место в нашей жизни.
ТАЙНА | Требование Иисуса о молчании | Вопрос о том, кто Иисус | Вопрос о деяниях Иисуса | Иисус раскрывает тайны | Ученики не понимают Иисуса |
4,11 | 1,34-44; 3,12; 4,11-12; 5,43; 7,36; 8,26,30 | 1,27; 2,6-7; 4,41 | 2,16,18; 6,2-3 | 4,10-13,34; 13,3-5 | 6,51-52; 7,18; 8,17-21, 32,33; 9,32; 10,35-41; 14,31; 16,6-8 |
СТРАДАНИЕ | Три предсказания | Иисус пришел для искупления | Страдания последователей Иисуса |
8,31 | 8,31; 9,31; 10,33-34 | 10,45 | 8,34-38; 10,30,35-40; 13,9-13, 15-20 |
Сын Божий 14,61
Марк представляет Иисуса как могущественного Сына Божьего. Мы слышим это от Его Отца, от бесов, от Самого Иисуса, от римского сотника. Иисус обычно называет Себя Сын Человеческий, что перекликается с образом Божественного Сына Человеческого, описанного пророком в Дан.7,13-14. Однако Иисус настаивал на том, что Сыну Человеческому суждено пострадать, умереть и воскреснуть, что предсказано образом страждущего Раба в пророчествах Ис.53,4-9,12. Марк призывает нас также исповедать Иисуса как Христа, как Сына Божьего, как это сделал Петр.
СЫН БОЖИЙ | Назван | ||||
Марком | Отцом; Сыном | нечистыми демонами | Самим Иисусом | сотником | |
14,61 | 1,1 | 1,11; 9,7 | 3,11; 5,7 | 13,32; 14,61-62 | 15,39 |
Иисус – Сын Человеческий | Страдания Иисуса | Исповедание Петра |
2,10,28; 8,31,38; 9,9,12,31; 10,39,45; 13,26; 14,21,41,62 | 8,31; 9,31; 10,33-34,45 | 8,29 |