Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.

Введение

Михей, выходец из южноиудейского города, пророчествовал во времена царя Иоафама, Ахаза и Езекии (4 Цар.15,32-16,20; 18,1-20,21). Это были последние дни Северного царства (Израиля), и он предсказал падение Самарии (см. Мих.1,6). Однако его главной болью была растущая нечестивость Южного царства (Иудеи) до реформ Езекии. В его послании мы встречаем как предсказание грядущего суда за грехи, так и надежду на будущее.

Как и у других пророков, в книге пророка Михея мы слышим голос Божий. (1) Бог призывает нас вести жизнь, полную справедливости, милосердия и смирения. Он желает, чтобы мы изгнали из своей жизни идолопоклонство, жадность, угнетение других людей и религиозное лицемерие. (2) Хотя Бог терпелив с нами и всегда готов простить наши грехи, Он не будет вечно терпеть нераскаявшихся грешников; в конце концов их постигнет возмездие. (3) Если Бог прощает, Его прощение полно и совершенно. Он не возвращается больше к этому. (4) Чудесное будущее видений Михея уже воплотилось в наши дни в Иисусе, обещанном Избавителе из Вифлеема, а полностью они осуществятся в новом мире Божьем, мире совершенной любви и справедливости.

Читая книгу пророка Михея

Книга Михея представляет собой ряд коротких речей пророка, произносящего как слова осуждения, так и слова надежды. Различные части не следуют друг за другом в логической последовательности, поэтому каждую часть можно читать отдельно. Наиболее значительными частями являются следующие:

Обвинение Богом религиозных вождей Израиля (гл.3)
Планы Божьи о ближайшем и более отдаленном будущем (гл.4)
Правитель придет из Вифлеема (гл.5).

Тематическая таблица книги пророка Михея

ТЕМА


Суд 1,6
Михей предвидит Господа всей земли, грядущего, чтобы судить как Самарию (Израиль), так и Иерусалим (Иудею). Михей еще раз вспоминает грехи, приведшие к наказанию: идолопоклонство, жадность, эгоизм, угнетение людей, религиозное лицемерие и забвение великой любви Бога к ним в прошлом. Послание Михея о предстоящей каре сопровождается его призывом к жизни на основе справедливости, к милосердию и смирению перед лицом Бога. Бог желает, чтобы мы вели именно такой образ жизни.
СУД Суд в целом Суд над Израилем Суд над Иудеей и ее вождями Идоло-поклонство Алчность Эгоизм Угнетение
1,6 1,3-4; 2,3-5; 5,10-15 1,6-7; 6,2 1,9,12; 3,1-12; 4,9-12 1,7; 6,16 2,1-2,8-9; 3,5,11; 7,3 7,5-6 3,1-3,9-10; 6,10-11; 7,2
Лицемерие Забыли Бога Призыв идти с Богом
6,6-8 6,3-5 4,5; 6,8


Надежда 4,1
В книге Михея мы встречаем две основные темы: тему грядущей кары и тему надежды. Господь вмешается и поразит врагов Своего народа. Суд Божий закончится тем, что остаток, спасенный Богом, соберется вместе и благодаря ему произойдет возрождение народа. Но пророчества Михея идут гораздо дальше – вплоть до рождения грядущего Избавителя из дома Давида и установления Царства Мира для всех народов земли, которое установит этот Царь. Самое прекрасное послание надежды пророк приберег для конца своей книги: все грехи будут прощены – слова, которые никогда не переставали утешать и согревать сердца людей, обремененных грехами и виной.
НАДЕЖДА Бог поражает врагов Возрождение народа Грядущий Избавитель Царство Мира Полное прощение
4,1 7,8-10 2,12; 4,6-8,10; 5,7-9; 7,11 5,1-5 4,1-4; 7,12-13, 16-17 7,18-20