Бытие – это как зеркало, в котором мы можем видеть наши жизни. (1) Мы также заражены грехом. Как Адам и Ева, мы вышли из повиновения Божией воле, как Иаков, мы готовы идти своим собственным путем, хотя, возможно, этим мы причиняем боль своим близким. (2) Однако любящий Бог предлагает нам Свое прощение и милость, точно так же, как он предлагал их нашим прародителям в саду Едема. Он снял наши грехи и нанес поражение силам сатаны, когда послал Своего Сына Иисуса умереть на кресте. Он обещает быть с нами, как Он обещал это Иакову в Вефиле. (3) Так же, как Бог призывал Авраама поверить в рождение ребенка у бесплодной, состарившейся Сарры, Он хочет, чтобы мы поверили в распятого и воскрешенного Христа. (4) Мы можем быть уверены, что Бог оберегает наши жизни. Мы должны верить, что, если даже что-то плохое случается с нами, как это случилось с Иосифом, Бог может и сделает так, что из плохого родится что-то хорошее.
Читая Бытие
Книга Бытия делится на две большие части. Главы 1 – 11 описывают происхождение Вселенной и отношения Бога с человечеством в целом. Главы 12-50 описывают отношения Бога с одной семьей: Авраамом и его потомками. В этой книге содержатся семейные истории Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Главными частями книги являются следующие:
Сотворение мира (гл.1-2)
Адам и его семья (гл.2-4)
Грехопадение (гл.3)
Ной и потоп (гл.6-9)
Вавилонская башня (гл.11)
Жизнь Авраама (гл.12-25)
История Агари и Измаила (гл.16; 21)
Содом и Гоморра (гл.18-19)
Испытание Авраама с жертвоприношением (гл.22)
Жизнь Исаака (гл.21-22; 24-26)
Жизнь Иакова (гл.25; 27-35; 48-49)
Иаков получает благословение вместо Исава (гл.27)
Иаков работает на Лавана (гл.29-30)
Иаков возвращается домой и встречает Исава (гл.31-33)
Иосиф продан в Египет (гл.37)
Иосиф в доме Потифара и в тюрьме (гл.39-40)
Иосиф становится правителем Египта (гл.41)
Иосиф и его братья (гл.42-45; 50)
Тематическая таблица книги Бытия
ТЕМА
Начало 1,1
Бытие (Генезис) – это книга начал. Она описывает начало мира, человечества, зарождение брака, греха, наказания, искусств и ремесел, сущность завета и самих людей завета. Она также начало Благой Вести об искуплении (см. Быт.3,15 как первое упоминание о Божьем плане искупления). Если мы желаем знать наши истоки, мы должны внимательно изучать эту книгу.
НАЧАЛО | Мироздание | Человек | Грех и кара | Брак и семья | Искусства и ремесла |
1,1 | 1,1-2,3 | 2,7-25 | 3,1-19, 22-24 | 2,24; 4,1-5,5 | 4,21-22 |
Завет | Особый народ | Благая Весть |
2,16-17; 6,18 | 12 | 3,15; 12,3 |
Грех 6,5
Бытие показывает присутствие и реальность греха. В гл.3 повествуется о том, что человечество впало в грех из-за неповиновения Адама и Евы. За этим грехом последовали многочисленные другие: убийство Авеля его братом Каином, войны, многоженство, хвастливые речи Ламеха, все возрастающая разнузданность людей перед потопом, организованное восстание людей в Вавилоне и развращенность жителей Содома и Гоморры. Грех влек за собой кару Господню: проклятие в саду Едема, потоп, смешение языков в Вавилоне и разрушение городов равнины. Книга Бытия весьма реалистична также в том, что касается грехов святых. Все без исключения святые в этой книге грешили против Бога: Адам и Ева вкусили запрещенные плоды, Ной упился, Аврааму и Исааку не хватало подчас веры в Бога, Иаков лгал, Иосиф горделиво отделял себя от остальной части семьи, а его братья подло поступили с ним. Читая эту книгу, вы поражаетесь могуществу и очевидности греха – у вас открываются глаза, и вы видите грех в своей жизни.
ГРЕХ | Адам/Ева | Каин | Человеческий род | Ной | Авраам | Сарра | Содом | Исаак |
6,5 | 3,1-7 | 4 | 6,1-8; 11,1-9 | 9,20-27 | 13,10-18; 20 | 16,1-4; 18,10-15 | 18,20-21; 19,1-13 | 26,1-11 |
Семья Иакова | Иаков |
34; 35,22; 37-38 | 25,27-34; 27; 35,1-5 |
ЗАВЕТ | Адам | Ной | Авраам | Исаак | Иаков |
17,4 | 2,16-17; 3,15 | 6,9-21; 9,1-17 | 12,1-3; 15; 17; 22,15-17 | 26,1-6 | 28,10-21; 35,1-14 |
Благодать 25,33
Каждый из нас, оставленный сам по себе, является рабом греха, признаем мы это или нет. Бог приходит к нам на помощь, даруя нам милость. Милость означает, что мы получаем нечто доброе от Бога не из-за своих человеческих качеств, но лишь по Его благосклонности к недостойным людям. Уже в саду Едема Бог дал надежду Адаму и Еве. Бог призвал Авраама стать отцом богоизбранного народа по Своей милости, а не потому, что Авраам заслужил такую честь. Та же милость коснулась бесплодных Сарры, Ревекки и Рахили. В обществе того времени преимущественные права наследства всегда принадлежали старшему, но по Своей милости Бог часто избирал для Своих целей младшего: Исаака, Иакова (см. Рим.9,7-12), Иуду и Иосифа, Ефрема. Бог не относится к нам, как мы того заслуживаем. Он прощает нас по Своей милости, состраданию и любви. Он вдыхает в нас Свою волю, несмотря на наши недостатки.
БЛАГОДАТЬ | Адам/Ева | Авраам | Сарра | Ревекка | Рахиль | Иаков | Иосиф |
25,33 | 3,8-15 | 12,1-3; 15 | 21,1-7 | 25,21-23 | 30,22-24 | 25,23; 28,10-22; 30,25-43 | 41; 50,20; |
БОГ | Творец | Спаситель | Всевышний | Всемогущий | Бог Авраама | Страх Исаака | Мощный Иакова |
28,13 | 1-2 | 3,9-15 | 14,18,19 | 17,1; 28,3; 35,11; 43,14 | 24,12; 26,24 | 31,42,53 | 49,24 |
Удовлетворяет все нужды | Направляет историю | Судья | Господь | Пастырь и Скала |
16,7-14; 21,8-21; 24 | 37-50 | 3,14-19; 7,11-24;19 | 28,13 | 49,24 |