Цитирован из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.


Жизнь человека сосредоточена в сердце – Сердце. Прит.4,23

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Исх.25,2; Втор.6,5; Пс.18,15; Пс.26,14; Пс.61,9-11; Прит.3,1-5; Прит.19,21; Прит.27,19; Мф.9,4; Рим.10,1; 2 Кор.9,7.


Жить, отражая имя Божье – Имя. Прит.18,10

Имена играют важную роль в Библии, так как они часто сообщают нам что-либо существенное о характере человека, его нраве или репутации (особенно это заметно в историях с изменением имен). Это верно также и в отношении имени Божия, поскольку оно связано с Его сущностью и присущими Ему проявлениями. Имя Божие – всемогуще: оно защищает и спасает; когда мы в беде, мы взываем к имени Божию за помощью.

Присвоить кому-либо или чему-либо имя – это равносильно обретению контроля над ним. Креститься во имя Божие – означает признать власть Христа. Изменить имя – значит получить новую роль в жизни или поставить новые цели. Лишение имени символизирует полный крах личности. Божии люди носят имя Его возлюбленного Сына – имя христиан и должны вести такую жизнь, которая совершенно отражает это имя. Бог занес имена верующих в книгу жизни, и Он призывает нас быть твердыми в нашей вере.

Тематические связи:
Имена и описания Бога
Изменение имен в Библии
Книга жизни
Могущество имени Божия
Имена Иисуса
Крещение в ранней церкви
Держаться стойко веры

Втор.28,9-10; Пс.85,9; Ис.26,8; Иез.36,22-23; Рим.2,21-24; 2 Фес.1,12.


Забота о немощных христианах – Совесть. 2 Цар.24,10

У нас у всех есть совесть, т.е. внутренний голос, который помогает нам отличать правильное от неправильного. Когда мы совершаем что-либо предосудительное, наша совесть заставляет нас испытывать чувство вины. Тем не менее, совесть может быть настолько атрофирована (см. 1 Тим.4,2; Тит.1,15), что она перестает действовать. "Пусть ваша совесть будет вашим проводником", – это не библейский принцип; наш проводник – это Слово Божие.

Если мы хотим жить с совестью, свободной от парализующей силы чувства вины, мы должны прийти к Иисусу Христу, очиститься от грехов и освободиться от них. Спокойная совесть затем ведет нас к любви к другим людям и к повиновению Божиим заповедям. Особенно следует отметить заповедь, которая повелевает вести себя, принимая во внимание незрелых христиан, чтобы мы не смогли повредить их вере и таким образом согрешить против Христа.

Тематические связи:
Каждый имеет совесть
Вести жизнь, полную любви
Слово Божие
Духовное очищение
Христиане должны быть послушны Христу

Лк.22,31-32; Рим.14,1-4; Рим.14,19 - Рим.15,2; 1 Кор.8,9-13; 1 Кор.10,27-30; 1 Фес.5,14; Евр.5,1-3.


Задавая вопрос: "Почему?" – Боль. Пс.73,1

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Иов.3,11-12; Иов.7,17-21; Пс.9,22; Пс.21,2; Пс.42,2-5; Пс.73,10-11; Пс.87,15; Иер.14,8-9; Иер.14,19.


Закваска как символ – Закваска. Лев.7,13

Закваска кладется в хлебное тесто, чтобы оно поднялось. Квасной хлеб был важным элементом на некоторых праздниках Израиля и при жертвоприношениях, в частности, выражающих благодарение. Пресный хлеб использовали на других праздниках и при жертвоприношениях, особенно на Пасху.

В Новом Завете закваска часто представляется как фактор коррупции, символ зла. Избавиться от закваски, которая даже в ничтожных количествах заставляет бродить большое количество теста, означает очиститься от греха в своей жизни. Предупреждение Христа о закваске фарисейской и саддукейской – это предупреждение о разлагающем влиянии легализма и лицемерия. Только в Мф.13,33 понятие закваски используется в положительном смысле – как символа всепроникающего действия Благой Вести.

Тематические связи:
Праздники Израиля

Исх.12,15; Мф.13,33; Мф.16,6-12; 1 Кор.5,6-8; Гал.5,7-9.


Закон жатвы – Жатва. Агг.1,6

Три раза в год в Израиле наступали праздничные дни, все они связаны с урожаем (жатвой): праздник приношения первых плодов (в то же время года, как и Пасха), праздник седмиц, праздник кущей. В эти дни народ Божий отмечал доброту Господа, каждодневно удовлетворявшего их потребности. Поскольку еда так важна для поддержания жизни, обильный урожай означал любовь Божию к Своему народу. Однако Бог зачастую был вынужден наказывать Свой народ неурожаями и голодом (см. Голод и жажда, Втор.8,3).

Библия также использует образ жатвы для иллюстрации духовных законов. Закон жатвы (что посеешь, то пожнешь) действует во всех сферах нашей жизни. Эти принципы призывают нас щедро сеять семена Духа в нашей жизни. Иисус говорил о провозвестниках Благой Вести как о жнецах урожая Господа. Последнее собрание искупленных святых описывается как жатва, как последний суд над Божиими врагами.

Тематические связи:
Голод и засуха, посланные Богом
Праздники Израиля
Милость нужна каждый день
Последняя жатва
Обязанность нести Благую Весть

Иов.4,8; Прит.11,18; Прит.22,8; Ис.17,10-11; Ос.8,7; Ос.10,12-13; 2 Кор.9,6; Гал.6,7-9.


Заповеди о взаимоотошениях – Общение. 1 Ин.1,3

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Иак.5,16; 1 Пет.3,8; 1 Ин.4,11-12; Рим.12,10; Рим.14,13; Рим.15,7; Гал.5,13-14; Еф.4,32; Кол.3,13-16; 1 Фес.5,11-15; Евр.10,24-25.


Заповедь не боиться – Мужество. Нав.1,9

Одними из наиболее отталкивающих человеческих эмоций являются страх и близкие ему ужас или паника. Мы испытываем страх, когда подвергаемся преследованиям за свою веру, когда сталкиваемся с болезнями или смертью, когда одиноки и потеряны в этом мире. Наше отношение к будущему чаще всего характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, или предстоящей неделе, или наступающем году. Еще и еще раз Библия увещевает Божиих людей не бояться.

В противовес страху нас убеждают быть сильными и мужественными, даже когда у нас возникают трудности, мы должны смотреть в будущее с полной уверенностью. Такое мужество возможно, поскольку наш верный Бог на нашей стороне, поскольку Христос, воскресший Господь, дает нам силы и Святой Дух Утешитель пребывает в нас. Бог контролирует наши дни: этот день и все последующие.

Тематические связи:
Человеческий страх
Мужество – в нашем Боге
Святой Дух пребывает в верующих
Держаться стойко веры

Быт.15,1; Быт.26,24; Исх.14,13; Исх.20,20; Втор.31,6-8; 4 Цар.6,15-17; 2 Пар.20,15-17; Ис.41,10-14; Мф.28,5-10; Лк.2,9-10; Деян.27,22-25; Откр.1,17-18.


Заповедь поразить врагов Божиих – Физическая война. Втор.20,1

Тема войн занимает большое место в Ветхом Завете. Детям Израиля, например, было заповедано уничтожить языческие народы как врагов Божиих, когда Израильтяне вошли во владение обетованной землей; это не всегда тщательно исполнялось.

Поэтому Израильтяне продолжали вести войны и после завоевания Ханаана. Начиная уже со времен, описанных в книге Судей , когда Израильтяне не повиновались Божию закону, Бог использовал чужеземные войска, чтобы нанести Своему народу поражение в битве в качестве наказания. Однако, когда израильтяне были верны Господу, их войны всегда были успешными (см. Божие вмешательство, 2 Пар.20,17).

Довольно трудно соотнести современные войны с войнами в Библии. Библия дает примеры использования силы для защиты человеческой жизни и собственности, и многие христиане полагают, что оборонительные войны справедливы и сегодня. С другой стороны, есть много христиан, которые считают, что в свете библейской заповеди любить наших врагов, наивысшей ценностью является человеческая жизнь ( см. Враг, Прит.25,21). Некоторые, раздумывая о последствиях ядерной войны с ее тотальным разрушением и уничтожением гражданского населения, полностью исключают ее из арсенала военных средств. Другие, однако, думают, что это оружие может использоваться для защиты.

Тематические связи:
Защита жизни и собственности
Победа с Божией помощью
Любовь к врагам
Верность Божиих людей
Поражение как предупреждение Божие

Втор.7,1-2; Втор.20,16-17; Нав.6,16-21; Нав.11,12-15; 1 Цар.15,1-3; 1 Цар.28,18; 2 Цар.5,17-25; Есф.8,11-13; Пс.105,34.


Запрещение гомосексуализма – Нормы полевой жизни. Мф.5,28

(См. комментарий по вышестоящей ссылке.)

Быт.19,5-7; Лев.18,22; Лев.20,13; Суд.19,22; Рим.1,26-28; 1 Кор.6,9.