В книге раскрываются некоторые примечательные черты Божьи. (1) Бог – это могущественный Бог, который желает и способен избавить нас от наших врагов, даже, если, казалось бы, все против нас. Нашего самого могущественного врага, диавола, Он поразил через смерть и воскресение Иисуса Христа. (2) Бог – это заботливый Бог, чье сердце истекает кровью, когда Он видит, что с нами обращаются негуманно, и который принимает необходимые меры, чтобы принести нам избавление. (3) Бог – это страшный в гневе Бог, которого мы должны почитать по Его славе и величию. (4) Бог – это Бог прощения, который продолжает дарить нам Свою милость и милосердие, даже если мы оступаемся, но строго предупреждает, чем закончится для нас обращение к другим богам. (5) Бог – это Бог порядка, которому не нравится беспорядочное служение; Он – Бог большой и страстной любви, который не приемлет равнодушного служения, но радуется сильному и искреннему проявлению чувств при поклонении Своего народа.
Читая Исход
Книга Исход делится на две большие части. Главы 1-18 описывают историю угнетения Израильтян в Египте, их чудесный исход под предводительством Моисея и их путь через пустыню к горе Синай. Главы 19-40 рассказывают о событиях, которые произошли у горы Синай, включая заповеди, по которым должен был жить народ Божий. Самыми важными частями книги являются следующие:
Угнетение Израильтян (гл.1; 5)
Жизнь и призвание Моисея (гл.2-6)
Десять казней (гл.7-12)
Пасха и исход (гл.12-13)
Переход через Чермное море (гл.14)
Путь к Синаю (гл.15-18)
Десять Заповедей (гл. 20)
Золотой телец (гл. 32-33)
Постройка скинии (гл. 25-31; 35-40)
Тематическая таблица книги Исход
ТЕМА
СВОБОДА | Обетование | Исполнение |
6,6 | 3,7-10; 6,6-8; 7,5 | 12,31-42 |
ЧУДЕСА | Предсказания | Десять казней | Столб дыма/огня | Переход через море | Вода | Пища |
15,11 | 3,18-20; 7,3 | 7-11; 12,29-30 | 13,21-22; 14,19-20; 40,38 | 14,13-30 | 15,22-25; 17,1-7 | 16 |
Завет 24,3
Бог освободил Свой народ, поскольку Он был верен завету, заключенному с Авраамом, Исааком и Иаковом (см. Завет, Быт.17,4). На горе Синай Он поставил завет со всеми Израильтянами. Закон стал сердцевиной этого завета. Дружно и единодушно народ согласился исполнять закон, признав Бога как своего Искупителя и Царя, а Моисея – как богоизбранного вождя. Но, как и в случае с заветами в Бытии, главной осталась милость Божия. Например, когда народ Израиля вышел из повиновения Богу, поклоняясь золотому тельцу, условием закона было уничтожить их, но при посредничестве Моисея Бог простил их в Своей милости, сострадании и любви. Если мы заключим завет с Богом, поверив в Иисуса Христа, мы также испытаем на себе милость и прощение Божии.
ЗАВЕТ | Память о завете с Авраамом | Обетование завета | Открытие закона | Подтверждение завета | Необходимо прощение |
24,3 | 2,24; 3,6,15; 4,5; 6,8 | 19,5; 34,10 | 20,1 – 23,19; 34,27-28 | 24 | 32; 34,6-7 |
КАРА | Умерщвление первенцев | Египтяне утонули | Наказание Израиля | Бог как карающий Бог |
34,7 | 12,29-30 | 14,28-29; 15,1-5 | 32,27-28,35 | 20,5; 23,7; 34,7 |
СКИНИЯ | Инструкции Божии | Построена Израильтянами | Поставлена в лагере |
40,34 | 25-31 | 35-39 | 40 |