Цитировано из Тематической Библии с комментариями (Минск, "Библейская Лига" в республике Беларусь 1996), переведеной с The NIV Topical Study Bible, Copyright © 1989 The Zondervan Corporation, all rights reserved / все права защищены.
Введение
Иеремия пророчествовал в Иерусалиме в последние годы существования Иудейского государства, приблизительно в середине царствования Иосии (4 Цар.22,1 – 23,30). Он видел умножение грехов Иудейского народа и скорбел сердцем. Поскольку он прекрасно знал, что Бог контролирует все в этом мире и не будет терпеть беззакония вечно, Иеремия предсказывал грядущую Божью кару, которая обрушится на Его народ и выразится в разрушении Иерусалима и семидесяти годах изгнания в Вавилон. Безусловно эти пророчества были крайне непопулярны и принесли ему невыразимые страдания. Но Иеремия смотрел гораздо дальше ближайшей перспективы, и поэтому он также нес весть надежды, предсказывая возвращение в обещанную землю после изгнания.
Для нас, как и для Иудейского народа, Иеремия преподает несколько важных уроков. (1) Корни греха гнездятся глубоко в сердце человека, и поэтому его сердцу нужно полное перерождение. (2) Бог терпелив к нашим грехам, но, в конце концов, Его терпению приходит конец и наступает время сурового наказания. (3) Мы можем избежать кары Божьей, если мы искренне покаемся в наших грехах и обратимся к Господу. (4) Последнее слово Бога – это не слово осуждения, это слово милости. В Своей верности Он дает нам обещание о Новом Завете, Новом Договоре. Как бы трудно нам ни было, мы всегда должны возлагать надежду на грядущего Иисуса Христа. (5) Бог контролирует все происходящее и обращает все к нашему благу.
Читая книгу пророка Иеремии
Иеремия – один из наиболее трудных для чтения пророков, его пророчества не имеют хронологического порядка. Главы 2-35 содержат предупреждения и призывы Иеремии к народу Иудеи и завершаются видениями будущего возрождения. Следующие три главы описывают страдания самого пророка. В главах 39-45 книга повествует о падении Иерусалима и заканчивается рядом предсказаний о грядущих карах народов. Через всю книгу проходит историческая тема. Наиболее важными частями книги пророка Иеремии являются следующие:
Призвание Иеремии (гл.1)
Символические действия Иеремии (гл.13;
16;
19;
27;
32;
43)
Израиль как глина горшечника в руках Бога (гл.18-19)
Пророчество о семидесяти годах пленения (гл.25)
История страданий Иеремии (гл.26;
37-38)
Новый Завет (гл.31)
Падение Иерусалима (гл.39;
52)
Предсказание о разрушении Вавилона (гл.50-51)
Тематическая таблица книги пророка Иеремии
ТЕМА
Грех 2,13
Иеремия описал ужасающую реальность греха среди богоизбранного народа. Грех рождается в темных закоулках человеческого сердца и прокрадывается в среду Израильтян многими путями, такими, как идолопоклонство, принесение в жертву детей, социальная несправедливость и лжепророчества. Бесчестие и корысть буйно расцвели во всей земле Иудеи. В этой атмосфере Иеремия продолжает призывать народ свернуть с пути зла и вернуться к Богу: призыв, который звучит и для наших ушей не менее актуально, чем в последние дни Иудеи.
ГРЕХ |
Коренится в сердце человека |
Идолопоклонство |
Приношение в жертву детей |
Блуд и проституция |
Социальная несправедливость |
2,13 |
11,8;
16,12;
17,9 |
2,11-13;
3,6-10;
7,30-31;
10,1-16;
16,10-13;
44,2-3,17-19 |
7,30,34;
19,5 |
3,1-5;
5,7-8;
13,26-27 |
5,26-29;
7,5-6 |
Лжепророчества |
Нет честного человека |
Призыв Иеремии к покаянию |
5,30-31;
23,9-40;
27,9-10;
29,30-32 |
5,1-2;
7,4-8 |
3,12-14,22;
7,3;
15,19-21;
18,11;
26,13 |
Кара 6,19
Главным смыслом послания Иеремии к греховной Иудее было предсказание о грядущем суде и каре. Народ придет с севера, полностью опустошит страну и уведет ее людей. Все это будет происходить во времена голода и закончится разрушением Иерусалима и семьюдесятью годами изгнания в Вавилон. Гнев Божий против Своего народа так силен, что Он даже запрещал Иеремии молиться за него. Но кара настигла не только Иудеев, ее приняли и другие народы, такие, как Египтяне, Филистимляне, Моавитяне, Аммонитяне, Едомитяне и Вавилоняне. Бог не может оставить и не оставляет грех ненаказанным. Придет день, когда мы тоже будем давать отчет перед Господом за все наши дела.
КАРА |
Грядущая кара (с севера) |
Скорая беда |
Голод |
Массовые смерти |
Разрушение Иерусалима |
Изгнание в Вавилон |
6,19 |
1,14-16;
4,5-31;
5,14-17;
6,1-26;
10,22;
13,20-27;
25,8-11 |
6,1-8,19;
7,32-8,3;
19,6 |
8,13;
14,1-6 |
9,22;
12,12 |
19,7-15;
32,28-36;
37,6-10;
39;
52 |
25,8-11;
27,22 |
Контроль Божий 10,10
Контроль Божий над всеми событиями человеческой истории носит абсолютный характер. В каждой из первых тридцати шести глав Бог использует местоимение “Я” для описания Своих деяний: прошедших, настоящих и будущих. Он – Всемогущий, Вечный Царь. Политические события, происходившие в Иудее, Египте, Вавилоне и других странах являлись в конечном итоге не следствием политических действий, но влиянием Божьим. Навуходоносор, как служитель Божий, исполнял Его план, и поэтому народы должны были подпасть под иго Вавилона. Действительно, руки Божьи контролируют жизнь народов и лепят их, как руки горшечника выделывают кувшины из глины. Эта тема книги пророка Иеремии напоминает нам о том, что Бог контролирует все происходящее.
КОНТРОЛЬ БОЖИЙ |
Общие принципы |
Всемогущий Бог |
Бог – Господь всех народов |
Навуходоносор – служитель Божий |
Бог как горшечник |
10,10 |
10,10-16;
51,15-19 |
32,27;
48,15;
51,57 |
18,7-10;
25,17-29;
46-51 |
25,8-9;
27,6-7 |
18,1-10 |
Страдание 15,18
Поскольку Иеремия обличал грех и пророчествовал о грядущей каре, его личная жизнь была полна тяжелых страданий и беспощадных преследований. Мужи из его родного города Анафофа пытались убить его, а Иудеи едва не казнили его, когда он пророчествовал о разрушении храма. Он перенес жестокие побои, его бросали в тюрьму и был случай, когда только непосредственное вмешательство Господа спасло его от ареста. Однако еще более мучительными были духовные, внутренние страдания Иеремии. Он стенал от горя и боли, когда видел, что делает Господь, и горько рыдал над предстоящей карой. Страдания пророка Иеремии – это ветхозаветное предсказание будущих страданий Иисуса Христа, Который принял страдания не за Свои грехи, а за грехи других людей.
СТРАДАНИЯ |
Покушение на жизнь Иеремии |
Избиение и заключение |
Внутренняя боль и горе |
Слезы Иеремии |
Молитва об отомщении |
15,18 |
11,21;
12,6;
26,1-11 |
20,1-6;
37,11-16;
38,1-13 |
4,19;
6,24;
10,19;
15,18;
20,14-18;
23,9 |
8,21;
9,1,10;
13,17;
14,17;
48,31-32 |
12,1-3;
15,15;
17,18;
18,19-23;
20,7-12 |
Надежда 23,5
Иеремия включил послание надежды в свою книгу. Бог не забудет Свой народ: остаток будет пощажен и спасен, после семидесятилетнего изгнания он вновь будет собран. Господь исполнит Свое обещание Давиду, воздвигнув праведную ветвь, и на этот раз Он поставит новый вечный завет. Настолько уверен был Иеремия в Божьем возрождении народа, что в самые мрачные времена истории Иудеи купил землю в Анафофе и запечатал купчую в глиняный сосуд. Последнее слово Божье – это всегда слово надежды, прощения и возрождения.
НАДЕЖДА |
Иеремия приобретает собственность |
Возвращение из Вавилонского изгнания |
Время возрождения |
Память об обещаниях Давиду |
Новый Завет |
23,5 |
32,1-15 |
12,15;
23,1-4;
24,1-7;
30,10,17-22;
31,1-14;
32,37-38 |
16,14-15;
27,22;
30,1-11,17-22;
31,38-39;
32,42-44;
33,10-11,19-26;
42,10-12 |
23,5-6;
33,15,17,22 |
30,8-9;
31,31-34;
32,36-41 |