Советы Павла в 1-м послании к Коринфянам сохранили свою актуальность и для нынешней церкви. (1) Основным качеством церкви является единство ее членов. Дрязги и ссоры – признаки духовной незрелости. (2) Единство невозможно без духа любви, который ищет хорошее в других. (3) Христиане не должны считать себя лучше других. Хвастовство тем, что получено от Бога, разрушает церковь. (4) Бог не желает, чтобы дела в церкви делались кое-как, должен существовать строгий порядок в исполнении всех церковных дел. (5) Церковь должна заботиться о своей репутации в обществе. Своим свидетельством она должна нести славу Христу – главе Церкви.
Читая 1-е послание к Коринфянам
В этом послании Павел разбирает одну за другой трудности, возникшие в Коринфской церкви. Об одних он узнал от посланников, другие были сообщены ему в письмах (см. 1 Кор.7,1). Затронутые вопросы весьма актуальны: расколы в церкви, дисциплина в церкви, нормы интимной жизни и вопросы брака, христианская свобода, женщины в церкви, духовные дары и сомнения о воскресении Христа. Краткий обзор основных тем, затронутых Павлом:
Вопрос о расколах в церкви (гл.1, 3)
Отношение к блуднику (гл.5)
Вопрос о браке (гл.7)
Правильный подход к вопросу о христианской свободе (гл.8-10)
Христианское богослужение – основа церкви (гл.11, 14)
Правильный подход к вопросу о духовных дарах, особенно к
говорению на языках (гл.12-14)
Гимн любви (гл.13)
О воскресении Христа и о христианах (гл.15)
Тематическая таблица 1-е послания к Коринфянам
ТЕМА
СМИРЕНИЕ | Гордыня в Коринфе | Изживание гордыни | Созидание церкви | Хвалиться Господом |
1,29 | 1,28-29; 3,21; 4,6-7; 5,2,6; 14,6-20 | 4,18-19; 5,2,6 | 8,1; 12,7; 14,3-4,12,17,26 | 1,31 |
Дисциплина 5,5
Одной из основных проблем церкви в Коринфе, затронутых Павлом в его послании, являлась проблема надлежащей дисциплины. Дисциплинированная жизнь начинается с самодисциплины, примером чего могла служить жизнь Павла. Он особенно призывал к такой дисциплине в интимной жизни и в воспитании христианского понимания свободы. Следующей ступенью является взаимная дисциплина: помощь христиан друг другу для духовного роста. Коринфяне должны построить церковь и употребить свои духовные дарования на благо всего Тела Христа. И наконец, должна существовать церковная дисциплина. Павел намекнул, что он может совершить более этого, когда лично навестит церковь (1 Кор.4,21). Все эти три составные части: самодисциплина, взаимная дисциплина и церковная дисциплина – жизненно важны для духовного роста и в наши дни.
ДИСЦИПЛИНА | Самодисциплина Павла | Поощрение самодисциплины | Взаимная дисциплина | Дисциплина в церкви |
5,5 | 9,12-15, 24-27 | 6,12-20; 7,2-9,29-35; 10,23-28 | 5,9-11; 14,3-4, 12,17, 26-33 | 4,20-21; 5,2-5,13 |
ПОВИНОВЕНИЕ | Закону Божьему | Законам мироздания | Ветхому Завету | Законам Христа | Апостольской традиции |
7,19 | 7,19 | 11,7-15 | 10,1-11; 14,34 | 7,10,39; 11,23-29 | 15,1-8 |
Законам Павла | Вождям церкви | Исполнение Павлом закона Христа | Порядок в церкви | |
7,12-14,17; 11,16,34; 14,37 | 16,15-16 | 4,16-17; 9,21; 11,1 | 14,40 |
Единство 12,13
Единству Коринфской церкви угрожали отдельные группы верующих, враждовавшие друг с другом, люди, своекорыстно использующие христианскую свободу и духовные дары, а также лжеучителя. Подчеркивая то, что он и Аполлос являются соратниками, а не соперниками, Павел призывал верующих оставить соперничество и вражду. Церковь – это единое тело во Христе, это единство, символом которого является причастие. Бог дал духовные дары на благо не отдельных членов, а всего тела. Выделяя самую суть Благой Вести ("что Христос умер за наши грехи, по Писанию, и что Он был погребен, и что воскрес в третий день...", 1 Кор.15,3-4), Павел выступает за единство веры. Члены нынешней церкви должны также отдавать делу единства первоочередное внимание, призывать к единению во Христе, на чем настаивал и Павел в своем послании.
ЕДИНСТВО | Угрозы церковному единству | Павел и Аполлос как соратники | Церковь – единое тело | Единство через причастие | Духовные дары даны для всеобщей пользы |
12,13 | 1,11-13; 3,1-4; 8,11-12; 11,18; 1,3-4, 16,17;15,12 | 3,5-9; 4,1-7 | 12,12-27 | 11,23-29 | 12,7; 14,4-5, 12,19 |
Любовь 13,13
Павел говорит в своем послании о том, что путь любви – единственный христианский путь применения духовных даров. Библейская любовь имеет жертвенный характер, это жертвование своей собственной жизнью в бескорыстном служении своему ближнему. Павел рассматривал любовь как ответ на юридические тяжбы, затеянные некоторыми Коринфянами, и как противодействие злоупотреблениям свободой со стороны отдельных христиан. Сам Павел являл пример любви и бескорыстия, любя своих Коринфских друзей, как отец любит своих детей (1 Кор.4,15), и желая только пользы для них (1 Кор.10,33). Краткое поучение в 1 Кор.16,14 гласит: "Все у вас да будет с любовью".
ЛЮБОВЬ | Любовь – наилучший путь | Любовь назидает | Жертвенный характер любви | Павел – пример любви |
13,13 | 12,31-13,1 | 8,1 | 6,1-8; 8,9-12; 10,27-29, 32; 13,5 | 4,14-17; 10,33 |